.RU

Ертмакова Галина Васильевна - Чувашский республиканский Совет ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных...



^ Ертмакова Галина Васильевна, кандидат исторических наук, директор РГУ «Государственный исторический архив Чувашской Республики» Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики


^ От войны спаслись в Чувашии


Война и дети... Это одна из наиболее горьких страниц истории Великой Отечественной. Те суровые испытания, которые выпали на долю советских людей в годы войны, еще с большей жестокостью обрушились на наших детей. Их надо было спасать не только от уничтожения фашистами, но и спасать от голода, болезней, создавать необходимые для их жизни, учебы и труда условия.

Основной комплекс документов, свидетельствующих о жизни эвакуированных детей в Чувашии, содержится в архивных фондах Совета Народных Комиссаров Чувашской АССР, Переселенческого отдела Совнаркома ЧАССР (в 1942-1945 годах - отдела Совнаркома ЧАССР по хозяйственному устройству эвакуированного населения), Наркомата просвещения ЧАССР, районных отделов образования и детских учреждений. Это постановления Совнаркома, приказы и указания Наркомпроса, отчеты и докладные записки о состоянии эвакуированного населения, справки и информации о деятельности детских домов, садов и интернатов, акты обследований и ревизий детских учреждений, списки детей, сведения о трудоустройстве воспитанников детских домов, переписка по розыску и возвращению эвакуированных детей и т.д. Среди них имеются и материалы секретного хранения, рассекреченные на рубеже 20-21 веков.

В первые же дни Великой Отечественной войны в Чувашию стали прибывать эшелоны и пароходы с эвакуированным населением. 26 июня 1941 года была создана правительственная комиссия Чувашской АССР по приему и размещению эвакуированного населения во главе с председателем Совета Народных Комиссаров А.В.Сомовым. Правительство, местные органы власти и население республики делали многое для беженцев, выделяли для них жилье, предоставляли работу, питание и одежду, оказывали другие виды помощи, при этом особое внимание уделялось эвакуированным детям.

К 1 октября 1941 года в Чувашии было учтено 17085 эвакуированных детей в возрасте от 3 до 17 лет. Часть детей прибыла организованным путем с детскими домами, детсадами и интернатами, большая часть – вместе с родителями. В начале войны появлялись также и дети без присмотра взрослых: потерявшие родных и близких во время эвакуации, отставшие от эшелонов и т.п. В данной статье основное внимание уделено освещению деятельности органов исполнительной власти, учреждений народного образования, а также вкладу населения Чувашии в оказание помощи эвакуированным в республику детским учреждениям.

На 1 ноября 1941 года в Чувашию были эвакуированы следующие детские учреждения:

детский сад № 80 «НАТИ», г. Москва, 116 детей. Размещен в селе Сутчево Мариинско-Посадского района;

детский сад Наркомата просвещения РСФСР, г. Москва, 77 детей. Размещен в поселке Кугеси Чебоксарского района;

детский сад ВИЭМ, г. Москва, 40 детей. Размещен в с. Комсомольское Комсомольского района;

детский сад № 63 Художественного фонда СССР, г.Москва, 47 детей. Размещен в с. Нерядово Мариинско-Посадского района;

деткомбинат издательства «Московский большевик», г.Москва, 95 детей. Размещен в с. Ильинка Сундырского района;

детский сад Совнаркома РСФСР, г. Москва, 105 детей. Размещен в с. Каршлыхи Сундырского района;

детсад Когиза, г. Москва, 55 детей. Размещен в г.Чебоксары;

группа детей Текстильпроекта, г.Москва, 17 детей. Размещен в г. Чебоксары;

детский дом из г.Тикописс Кингисеппского района Ленинградской области, 81 ребенок. Размещен в с.Покровское Октябрьского района;

детский дом специального назначения Наркомата просвещения РСФСР, г. Москва, 10 детей. Размещен в с.Убеево Красноармейского района;

Тивдийский детский дом Карело-Финской ССР, г.Петрозаводск, 64 ребенка. Размещен в с.Порецкое Порецкого района [1].

В конце 1941-го – 1942 годах в Чувашию прибыли детский сад Мясомолпрома (27 детей), размещен в поселке Козловка Козловского района, Харьковский детский сад (127 детей), размещен в г.Чебоксары, а также группы детей из Ленинграда [2]. Около 1 тыс. ребятишек было эвакуировано в республику летом 1943 года – из Ленинграда и детприемника НКВД Москвы.

В Госистархиве Чувашии сохранились списки детей, прибывших из Ленинграда. Против фамилий многих из них отмечено: «родители умерли», «мать умерла, отец в РККА», «сведений нет». Есть в списках дети с отметкой «ранен», «без руки», «с ранением в правое колено», «сильно ослаблен» и т.д. [3]. Маленькие ленинградцы были распределены по всем детским домам, имеющимся в республике, а также для них были срочно открыты новые детские дома.

До войны в пределах Чувашии было 5 детских домов: в городах Цивильске, Чебоксарах (Заволжский детдом), п.Ибреси, г.Мариинском Посаде и г.Ядрине. С началом войны пришлось срочно организовывать новые: в 1941 году были открыты детдома на базе Кувшинского дома отдыха и в селе Убеево Красноармейского района, в 1942 году – в селе Вотланы Комсомольского района, в 1943 году – в связи с прибытием большого количества эвакуированных детей из блокадного Ленинграда - в селах Алдиарово Янтиковского района, Ишаках и Кугесях Чебоксарского, Каршлыхах Сундырского, Явлеях Алатырского района. В 1944 - 1945 годах были открыты дома для детей – сирот в Кладбищах Алатырского и Бичурга-Баишеве Комсомольского районов. В них воспитывалось свыше 2000 детей.

Жизнь беженцев нигде и никогда не была и не могла быть безоблачной. В Чувашии тоже не сыпалась манна с небес. Правда, не было бомбежек и обстрелов, но трудностей было много: народ жил на скудном пайке, не хватало самого необходимого. Все уходило на фронт. Но тем не менее жизненные условия эвакуированного населения, особенно детей, всегда были в поле зрения Совнаркома, Минпроса ЧАССР, местных органов власти.

2 августа 1941 года было принято постановление Совнаркома ЧАССР «О размещении эвакуированных детских домов», согласно которому для размещения прибывающих детских учреждений были выделены помещения в селе Порецкое на 275 детей: двухэтажное здание общежития педучилища, здание средней школы, здание нарсуда и канцелярия рыбкоопа; в селе Кладбищи Кувакинского района на 168 детей – здание средней школы; в селе Ишаки Ишлейского района – здание средней школы на 155 детей, в селе Аликово – здание дома колхозника на 155 детей; в селе Штанаши Красночетайского района – здание средней школы на 125 детей [4].

Постановлением Совнаркома от 1 сентября 1941 года «О подготовке к зиме эвакуированных детских учреждений» исполкомы районных и городских советов были обязаны в кратчайший срок отремонтировать все помещения, переданные под эвакуированные детские учреждения, а наркомы просвещения К.Е.Евлампьев и здравоохранения А.И.Лихачев - «осуществлять систематический контроль за обеспечением одеждой, обувью, бельем, постельными принадлежностями, а также продуктами питания» [5].

Здания школ, сельсоветов, почтовых отделений, клубов и др., выделенные для детдомов, не были приспособлены для проживания детей, приходилось их срочно перестраивать, утеплять двери и окна, перекладывать печи. Большую помощь в этом оказывали колхозы, местные учреждения и предприятия. В информации Наркомпроса ЧАССР о состоянии эвакуированных детских домов за 1942 год сообщается: «Для размещения детского дома, прибывшего из Кингисеппского района Ленинградской области в селе Покровском отведены: 1)два смежных здания школы для кухни и столовой, 2) здание, в котором раньше находились сельсовет, правление колхоза и почтовое отделение – для общежития, комнаты для приготовления уроков и других надобностей. В предоставленных детскому дому зданиях был немедленно начат ремонт и приспособление их под детское учреждение, для чего было выделено 6 тыс. рублей. В ближайшее время будет построена баня, она же будет служить и прачечной…» [6].

Много проблем возникало и с обеспечением продуктами, одеждой и обувью. Выделенные централизованные фонды не сразу доходили по назначению. И в этих случаях тоже на помощь приходило население, колхозы, учреждения и предприятия. В справке Наркомпроса ЧАССР от 31 марта 1942 г. о состоянии обслуживания эвакуированных, направленной в Москву, говорилось: «Большую материальную помощь оказали школы и колхозы Порецкого района прибывшему в Порецкое эвакуированному детдому. По инициативе учителей и учащихся в первые дни прибытия этого детдома в Порецкое было собрано много различных продуктов, одежды и обуви. Серьезная помощь была оказана домохозяйками г.Чебоксары эвакуированным ленинградским детям, вынужденно остановившимся в Чебоксарах. Одного только детского белья было сшито 173 пары в течение трех дней. По данным 12 районов в 1941 году по республике оказана помощь эвакуированным детям на сумму 173170 руб., из них деньгами – 50400 руб., куплено пальто на 55300 руб., обуви на 15150 руб., валенок на 3045 руб., мануфактуры на 19275 руб. Всего оказана помощь 2520 детям. Сбор одежды и средств для эвакуированных детей продолжается и в 1942 году. Исполком Чебоксарского горсовета оказал эвакуированным детям материальную помощь на 8000 руб., в Ишлейском районе – на 19750 руб., в Алатырском районе – на 35750 руб., из них куплено пальто на 3000 руб., мануфактуры на 18500 руб. и кожаной обуви на 14250 руб. …» [7].

7 марта 1942 года труженики колхоза «Трактор» Чебоксарского района обратились к населению республики: «Немалое количество эвакуированных, а также потерявшие своих родителей дети вынуждены жить в детских домах и яслях. Наша святая обязанность заключается в том, чтобы окружить этих детей материнской лаской и заботой… Мы берем шефство над эвакуированным детским садом. Ежедневно мы будем выделять для нужд детсада по 30 литров молока, 60 штук яиц. Каждый колхозный двор обязался вырастить по 1 курице для детсада. Кроме того, мы обеспечим детсад овощами и картофелем, а также дровами…» [8].

Большинство детских учреждений находилось в удовлетворительных условиях. Имели подсобные хозяйства, над ними шефствовали ближайшие колхозы. Коллектив Кугесьского детдома поддерживал связь с воинами Ленинградского фронта. На поздравительное письмо детей по случаю прорыва блокады Ленинграда маршал Л.А.Говоров прислал в детдом ответное письмо и две автомашины с подарками от защитников Ленинграда.

К сожалению, не все детские учреждения были одинаково хорошо обеспечены. Тяжело пришлось воспитанникам Алдиаровского детдома Янтиковского района в первые дни его организации. Помещения там оказались не приспособленными для нормальной жизни, были перебои с продуктами. Трудно было в первое время и детям Ишакского детдома. Воспитательница З.Ф.Смирнова вспоминала: «Дети летом и осенью жили хорошо, но с декабря 1943 года они были плохо обеспечены продуктами, у них понизился вес, ухудшилось состояние здоровья. Сами заготавливали дрова, были за техничек, стирали белье, мыли полы…» [9].

В 1942-1945 годах был принят ряд постановлений Совнаркома ЧАССР об улучшении жизни воспитанников детских домов. Часто проводились ревизии, обследования, по результатам которых принимались самые строгие меры, не оставлялись без внимания жалобы. Был жесткий подход к руководителям и работникам детских учреждений, не справляющимся с работой. Проиллюстрировать это можно на примере Ишакского детского дома, где воспитывались эвакуированные ленинградские дети. 19 ноября 1943 года Отделом Совнаркома ЧАССР по хозяйственному устройству эвакуированного населения была проведена проверка этого детдома с точки зрения подготовки к зиме. В акте проверки отмечено: «В Ишакском детском доме размещено 110 детей школьного и дошкольного возраста. Одну 4-летнюю девочку Морозову местная колхозница взяла на воспитание. Дети размещены в двух зданиях. Помещения по-настоящему к зиме не утеплены. Дети школьного возраста ходят одетые, как на улице. Несмотря на то, что исполком Ишлейского райсовета 8 октября с.г. обсудил вопрос о состоянии детского дома и обязал директора детдома в кратчайший срок закончить ремонт, оборудование и утепление помещений, но до сих пор никаких мер не принято… В октябре-ноябре были перебои в снабжении продуктами. Со стороны директора нет должной заботы о своевременном получении продуктов питания. Чувашпотребсоюзом наряды на продукты спускаются с опозданием. Молоко получают аккуратно. Кормят 3 раза в день, но пища однообразная, невкусная, иногда бывает без жиров… В детдоме остро ощущается недостаток одежды и белья. За неимением табуреток дети вынуждены сидеть на кроватях. В бане моются раз в 2 недели. Школьники нуждаются в бумаге, книгах, карандашах, дошкольники – в наглядных пособиях, играх… Воспитательная работа страдает еще и оттого, что воспитательницы выполняют работу уборщиц, так как технический персонал полностью не укомплектован». На этом акте проверки резолюция наркома просвещения республики К.Е.Евлампьева: «Надо срочно сменить директора и принять меры к исправлению» [10].

Меры были приняты, вместо ленинградца И.А.Андреева директором назначен демобилизованный с фронта по ранению педагог Василий Ефимович Сорокин, и уже следующая проверка, состоявшаяся 18-22 мая 1944 г., выявила иную картину состояния Ишакского детского дома:

«… Питание. Принимают горячую пищу 3 раза в день. Меню на 21 мая: завтрак – каша, хлеб с маслом, чай. Обед из двух блюд: хлеб 100 г, суп картофельный с мясом и гороховое пюре. Ужин из двух блюд: суп и яичница, хлеб. Дирекцией принимаются все меры для улучшения питания. Детдом дровами обеспечен.

^ Подсобное хозяйство. Детдом имеет 4,5 га пахотной земли. Площадь засеивается: крупяно-бобовыми - 1 га, картофелем - 0,5 га, капустой и разными овощами - 0,5 га, кормово-фуражными культурами - 2,5 га… Имеются 1 лошадь, 3 поросенка, 1 свиноматка… Между детдомом и правлением колхоза «Верный путь» заключен договор о взаимной помощи…» [11].

Своевременно принятые меры улучшили положение и в Порецком детском доме, где жили дети, эвакуированные из Карело-Финской ССР. В докладной записке начальника отдела Совнаркома ЧАССР по хозяйственному устройству эваконаселения Н.В.Жукова от 15 апреля 1943 года сообщалось: «Зав. детдомом допускал грубости, никакой заботы об улучшении состояния детдома не проявлял. Питание было организовано плохо, даже не имели кипяченой воды, не хватало посуды. Большинство детей хворало… Руководство детдома сменено и в настоящее время состояние детдома улучшается» [12].

Лечили заболевших детей местные медицинские работники. Надо отдать им должное – никаких эпидемических заболеваний в детдомах не было, хотя в годы войны в Чувашии были и дизентерия, и сыпной тиф. Профилактические прививки проводились своевременно. Больных госпитализировали в местные больницы. Случаи смерти детей были единичны. Например, несмотря на старания медиков в Ишакской больнице 11 марта 1944 года скончался 5-летний Пустовалов Юра из Ленинграда [13]. В документах сохранились положительные отзывы о врачах – А.И.Луневой, лечившей детей из блокадного Ленинграда в Ишакском детдоме, заслуженном враче Чувашской АССР, педиатре К.А.Арзамасовой, которая «отстаивала и отхаживала детей, пострадавших от войны. Умирала в больнице девочка, эвакуированная, с открытым туберкулезом легких. Клавдия Александровна, доставая из детской столовой питание, добиваясь для нее путевки в местный Чуварлейский санаторий, поставила ее на ноги…» [14].

Из эвакуированных более половины детей были школьного возраста. Кроме питания и обеспечения всем необходимым, детей надо было обучать, возобновив прерванное войной образование. Для их учебы в местных школах открывались дополнительные классы, закупались учебники на русском языке и языках других национальностей. В конце 1941 года по заявке Наркомпроса было получено дополнительно 18 тыс. экземпляров учебников на русском языке, при Ишлейской, Хыркасинской, Ишакской, Сыбайкасинской школах Ишлейского района, при Ильинской НСШ Сундырского района, Трехбалтаевской и Шемуршинской СШ Шемуршинского района открыты параллельные классы с обучением на русском языке [15]. Эстонские, латышские, литовские ребятишки обучались в пос. Ибреси на своем родном языке. (Напомнить бы об этом нынешним лидерам прибалтийских государств, принимающим законы, запрещающие русскоязычным гражданам обучаться на родном языке!) В Чебоксарах при школе № 5 была организована группа детей-поляков, которых обучали учителя польской национальности.

В документах отмечено, что в детских учреждениях были «недостатки и трудности в учебно-воспитательной работе: отсутствие наглядных пособий, разных видов игрушек, бумаги, детской литературы, музыкальных инструментов и пр. Но несмотря на трудности, проводятся такие виды работ как лепка из глины, рисование на газетах, моделирование игрушек, вышивание, вязание, разучивание стихов и песен, игры и т.д. В доступной форме воспитатели проводят беседы о событиях на фронтах, наших вождях, героях, подвигах фронтовиков и тружеников тыла, любви к Родине. Проводится работа по развитию речи, ознакомление с природой (календарь погоды, деревья, растения, обработка земли). Один раз в месяц проводится показ самодеятельности в местном клубе …» [16].

Воспитанников детдомов, достигших 16 лет, трудоустраивали на Чебоксарской хлопчатобумажной фабрике, кожкомбинате им.Водопьянова и других предприятиях Чувашии, посылали на учебу в ремесленные училища, школы ФЗО.

В конце 1944 года началась реэвакуация. Эвакуированные детские учреждения со своим штатом воспитателей были отправлены эшелонами на прежние места жительства. За отдельными детьми приезжали родители и родственники. Велась активная переписка по розыску и возвращению детей. Вот одно из таких писем с фронта от ленинградца Б.М.Зарецкого в Наркомпрос Чувашской АССР: «13 января 1945 года. В Ядринском детдоме находится мой сын Зарецкий Олег Борисович, 5 лет. Мать его погибла в Ленинграде от голода в 1942 году. Я нахожусь на фронте три с половиной года. В настоящее время в Ленинград возвращается мой брат, инвалид Отечественной войны, который сможет принять участие в воспитании моего сына. Прошу вас перевести моего сына в один из детдомов Ленинграда, желательно во Фрунзенский район, при фабрике «Большевичка», где я работал до войны» [17].

Просьбы родителей удовлетворялись, причем финансовые расходы по переезду возмещались за счет республики. Уезжающие дети снабжались в дорогу всем необходимым. Забирая детей, родители выражали огромную благодарность Чувашской Республике, Наркомату просвещения, работникам детских домов, присылали письма. Из письма Е.Г.Кайдановой от 21 ноября 1944 г.: «Я имею 7 человек детей. Во время оккупации Смоленской области с детьми эвакуировалась в Чувашскую АССР. Муж погиб на фронте в 1942 году. В виду моего плохого материального положения мне было разрешено поместить 4-х детей в детдом. В настоящее время я вернулась на родину, устроилась там и теперь приехала за своими детьми, которые 1 год и 10 месяцев находились в Порецком детском доме. Мои 4 сына здоровые, жизнерадостные и хорошо воспитанные дети. Беря детей, я хочу передать сердечную благодарность партии, правительству, дорогому и любимому тов. Сталину за заботу о наших детях. Одновременно через Наркомпрос передаю благодарность коллективу работников Порецкого детдома под руководством Е.И.Чернышевой. Работники живут жизнью детдома. Не считаясь со временем, они работают. Ласково и внимательно относятся к детям. Всюду чистота и порядок. Дети детдома даже на улице выделяются своей вежливостью и опрятностью. Детдом у меня оставляет впечатление культурной, дружно спаянной семьи …» [18].

К чужим как своим - так можно охарактеризовать чувства жителей Чувашии, принявших во время Великой Отечественной войны свыше 70 тыс. эвакуированных граждан, в том числе свыше 30 тыс. детей. Русские, украинские, белорусские, латышские, литовские, эстонские, еврейские и дети многих других национальностей в самые страшные для себя годы нашли приют в маленькой национальной республике. Именно об этом необходимо вспоминать сегодня, когда вновь пылают национальные конфликты, когда сотни детей становятся сиротами, когда переполнены детские дома, когда уровень нашей нравственности позволяет родителям отказываться от своих детей. Хочется надеяться, что уроки истории помогут людям опомниться и избежать повторения ошибок.


Ссылки:

1. ГИА Чувашской Республики. Ф.Р-221.Оп.1.Д.2537.Л.40

2. Там же. Д.2191.Л.96

3. Там же.Д.2475.Л.64 -102.

4. Там же..Д.2191.Л.85.

5. Там же..Л.91.

6. Там же. Д.2368.Л.15

7. Там же.Д.2345.Л.14.

8. Газ. «Красная Чувашия».- № 56. – 7 марта 1942 г.

9. ГИА ЧР. Ф.Р-1262.Оп.2.Д.22.Л.14.

10. Там же. Ф.Р-1263.Оп.1.Д.46.Л.36-37.

11. Там же.Ф.Р-221.Оп.1.Д.2474.Л.94-97.

12. Там же. Ф.Р-1263.Оп.1.Д.46.Л.120.

13. Там же. Ф.Р-221.Оп.1.Д.2474.Л.94-97.

14. Там же. Ф.Р-1046.Оп.4.Д.66.Л.33.

15. Там же. Р.Ф.Р-221.Оп.1.Д.2345.Л.14-15.

16. Там же. Д.2474.Л.97.

17. Там же. Д.2537.Л.201.

18. Там же. Д.2539.Л.84.


Чернова Галина Петровна, кандидат биологических наук, доцент, министр образования и молодежной политики Чувашской Республики


^ ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА: НАСЛЕДИЕ И НАСЛЕДНИКИ. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОПЫТА У МОЛОДЕЖИ


Современный российский патриотизм осмысливается и осознается как творческое, духовное самовыражение любви к Родине, заботе о ее процветании, ибо только в этом своем виде она достигает глубины, зрелости. Природа патриотизма такова, что он может объединить людей, придерживающихся различных социальных позиций и политических ориентаций.

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации; Федеральные Законы Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании»; «О воинской обязанности и военной службе»; «О ветеранах»; «О днях воинской славы (победных днях) России»; «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»; Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»; постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», от 11 июля 2005 г. № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»; концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службы на период до 2020 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г.); план республиканских мероприятий по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» в Чувашской Республике (утвержденный на заседании Межведомственной комиссии по патриотическому воспитанию населения Чувашской Республики 29 декабря 2005 г.); республиканская целевая программа «Молодежь Чувашской Республики: 2006–2010 годы» (утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 июля 2005 г. № 185); республиканская целевая программа «Молодежь Чувашской Республики: 2011 - 2020 годы» (утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2008 г. № 277); план мероприятий по подготовке и проведению празднования в Чувашской Республике 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18 июня 2008 г. № 185); сводный план мероприятий по подготовке и проведению празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Приволжском федеральном округе (утвержденный решением Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе 26 июня 2009 г.) и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Чувашской Республики в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.

В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, основных религиозных конфессии страны. Основную роль в системной организации работы по патриотическому воспитанию играет межведомственное взаимодействие министерств и ведомств, общественных объединений. Для их координации создана республиканская межведомственная комиссия, в составе которой и представители общественных организаций ветеранов Великой Отечественной войны, труда и Вооруженных Сил, военкомата республики, РОСТО (ДОСААФ), Чебоксарско-Чувашской Епархии и т.д.

Система патриотического воспитания республики охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых, воинских и иных коллективов и заканчивая высшими органами государства. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на федеральном и республиканском уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.
Основная миссия системы образования республики в данном аспекте – это создать такие условия, чтобы сформировать у каждого обучающегося патриотическое сознание (патриотические знания, чувства, взгляды, убеждения, ценности, мотивацию, установки, идеалы и т.д.) и опыт патриотической деятельности (активности, важнейших качеств, свойств поведения, конкретных действий личности, группы, категории граждан, характеризующих патриотическую направленность и представляющих реальный вклад в выполнении долга перед Отечеством, достойное служение ему в той или иной сфере социально значимой деятельности, выражающееся в зримых конечных результатах).

Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях. В республике проводится целенаправленная работа, направленная на поддержку института семьи и ценностей семейного воспитания. Например, в 2009 году во всех городах и районах республики прошел республиканский творческий конкурс среди ветеранов войны и военной службы, детей и молодежи «Две звезды: дед и внук!», посвященный 64-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Процесс «присвоения» родной культуры и формирования основ гражданского самосознания формируются с дошкольного возраста. Тема любви к семье, родному краю, природе является ведущей в комплексных программах, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях республики. Занятия, проводимые в конкретных практических действиях, в игровой форме знакомят детей с историей, культурой и традициями чувашского народа и других народов Чувашии.

В работе с детьми педагоги используют дополнительные программы: «Радуга толерантности», «Я - человек», «Мы - Россияне», «Дружные ребята» и др. Используются технологии: «С чего начинается Родина?», «Русское гостеприимство», «Чувашское гостеприимство», «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности» и др.

Во всех детских садах оформлены уголки государственной символики. Начиная с младшего дошкольного возраста, проводятся занятия по ознакомлению с символикой российского государства и Чувашской Республики. Организуются выставки детских работ по данной тематике. Проводятся праздничные утренники к знаменательным датам: Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню республики, Дню города и др.

Минобразованием Чувашии учреждены гранты по поддержке дошкольных образовательных учреждений, активно внедряющих в дошкольную среду национальные культурные традиции. В период с 2006 г. по 2007 г. гранты по 25 тыс. рублей получили 4 дошкольных образовательных учреждения.

Основы и фундамент патриотического воспитания молодого поколения закладываются и формируются в ходе учебного процесса, в который включен каждый учащийся, и получают свое дальнейшее развитие в системе внеклассной, внешкольной работы и дополнительного образования.

Тема патриотического воспитания «встроена» практически во все предметы общественно-гуманитарного цикла, в изучение тем по военной и культурной истории России и Чувашии, истории отечественной науки и техники, литературы в целом. Темы эти в совокупности занимают до 70 процентов общего объема дидактического материала в школьных программах.

В рамках профильного обучения педагогами республики разработаны и широко используются программы элективных курсов, таких как «Государственная символика России, Чувашии», «История моей страны в истории моей семьи», «Историческое краеведение», «Наши земляки – защитники Отечества» и др.

Хочется отметить, что в образовательной среде интенсивно внедряются новые формы и методы воспитания на основе новых информационных технологий. Проводятся занятия с использованием ресурсов школьных медиатек и ресурсов сети Интернет.

В ходе изучения цикла ОБЖ и физкультуры большие возможности для военно-патриотического воспитания. Так, в 8-10 классах изучается раздел «Основы воинской службы», а в конце учебного года он дополняется 5-ти дневными учебными сборами, где отрабатываются практические навыки.

Основные проблемы – качество кадров, недостаточное взаимодействие с военными подразделениями, отсутствие специальных баз. Несмотря на наличие специальности ОБЖ в педуниверситете, в четверти школ специалистов нет, неохотно идут на эти должности и отставные военные. В 2009 году впервые за 20 лет массово были приобретены пособия для ОБЖ на 16 млн. рублей, а вместе со спортивным инвентарем – почти на 100 млн. рублей.

В современных условиях особенно возрастает роль краеведческой работы, общественных музеев как эффективного инструмента воспитания любви к родному краю, Отечеству. Широкое поле деятельности для молодых открывает работа в музеях. Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств. В образовательных учреждениях музеи становятся центрами воспитательной работы, именно здесь проводятся круглые столы, конференции, уроки мужества, выставки учащихся и т.п. В настоящее время музейное дело в образовательных учреждениях республики находится на стадии интенсивного развития. Всего - более 270 музеев, из них 81 паспортизирован (235 – в школах, 8 – в УНПО, 17-в ССУЗах, 18 - в ВУЗах). Главная ценность в том, что молодежь реально изучает историю по подлинным свидетельствам, общается с участниками исторических событий. В последние годы широко используются инновационные формы работы - создание компьютерных экспозиций, музейных страничек на сайтах образовательных учреждений, использование электронных версий учебников и пособий по истории родного края.

Так, например, приоритетным обозначен перевод на компьютерные версии и в республиканском конкурсе «Лучшая интернет-версия школьного музея: Музей Боевой славы» в текущем учебном году приняли участие 24 музейных объединения из 17 районов и городов республики. (Музеи-победители республиканского смотра-конкурса по итогам 2009 года – историко-краеведческий музей гимназии № 8 г.Шумерля, музей Среднекибечской школы Канашского района, музей Приволжской школы Мариинско-Посадского района). В фестивале школьных музеев приняло участие более 20 музеев из 20 районов и городов республики (лучшими признаны историко-краеведческие музеи Верхнеачакской и Малокарачкинской школ Ядринского района, музей Тораевской школы Моргаушского района). Перед нами стоит задача превратить музеи в центры военно-патриотического воспитания молодежи.

Одно из направлений этой работы - разъяснение сущности и значения государственных символов Российской Федерации, Чувашской Республики – флага, герба, гимна.

Педагогическая работа с государственной символикой основывается, прежде всего, на учете возрастных особенностей детей, а также на понимании роли различных условных образных обозначений в воспитании и обучении детей и молодежи Пониманию роли государственных символов, их исторической преемственности способствует участие школьников в краеведческой деятельности, в муниципальных и региональных краеведческих программах, гражданских акциях, работе музеев в образовательных учреждениях.

Мы считаем эту деятельность важной составляющей в воспитании патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранении преемственности поколений и укреплении социального единства общества. Она осуществляется на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе, в системе дошкольного и дополнительного образования детей, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России и Чувашии. Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления, поэтому все общеобразовательные учреждения республики имеют стенды с государственными символами. Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам, а также в местные и общешкольные мероприятия. Например, во всех муниципалитетах республики проводится торжественное вручение юношам и девушкам паспортов с изображением герба. Ежегодно проходит Межрегиональный конкурс на лучшее знание государственной символики среди обучающихся общеобразовательных учреждений. На республиканский этап конкурса в 2009-2010 учебном году было представлено более 100 работ учащихся из 21 района и города республики.

В настоящее время все большее значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых форм и методов организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Героико-патриотическое воспитание – это та сфера воспитания, которая ориентирована на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков, имеет большое разнообразие форм и методов работы в этом направлении.

Так, большой популярностью в последние годы стало пользоваться кадетское образование. В настоящее время в 13 районах и городах действуют 38 кадетских классов (более 700 обучающихся, 2006 год – 6 кадетских классов; 2007 год - 17; 2008,2009 годы - 34), в Чебоксарах функционирует кадетская школа (более 200 обучающихся). Первые результаты: в 2009 году выпуск -32 учащихся, из них по профилю пошли учиться 17 (53%) Функционирует сайт «Кадеты республики», размещенный на портале «Образование Чувашии». Активное распространение опыта кадетских классов происходит и в других школах.

В патриотическом воспитании республики во внеучебной работе создана система многоуровневых мероприятий, конкурсов, творческих фестивалей. Всего в течение 2009 года и в январе-феврале 2010 года в образовательных учреждениях республики организовано и проведено более 500 мероприятий патриотической направленности, в которых приняло участие более 100 тысяч детей и представителей молодежи (т.е. почти каждый второй школьник и обучающийся в учреждениях профобразования).

Наиболее массовыми и популярными являются движения: юнармейское, юных космонавтов, юных спасателей, инспекторов; месячник оборонно-массовой и спортивной работы, мероприятия, посвященные дням воинской славы и другие, в т.ч. и способствующие допризывной подготовке молодежи.

На сегодняшний день своеобразным итогом работы, проводимой в течение года в учебных заведениях и патриотических клубах, являются военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», которые проводятся в соответствии с Указом Президента Чувашской Республики. В финальных играх ежегодно принимают участие более 60 юнармейских отделений численностью более одной тысячи обучающихся (на школьном и муниципальном этапе более 30000 школьников и учащихся НПО, СПО). Не случайны многочисленные победы на Всероссийском уровне, регулярные поездки на отдых в «Орленок».

Значительным потенциалом для формирования гражданина – патриота обладают молодежные военно-патриотические клубы, их количество увеличивается и на сегодняшний день составляет 32 общей численностью более 600 человек (2006 год - 23), а также 1 поисковый отряд на базе Чувашского государственного педагогического университета. Традиционным для военно-патриотических клубов стало проведение фестивалей, в этом году они посвящены 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. (2010 год - 6 ВПК, 17 юнармейских отделений из 23 районов и городов). Патриотические общественные объединения являются действенным инструментом вовлечения молодежи в социальную деятельность и, кроме этого, способствуют начальной военной подготовке допризывной молодежи.

На это же направлено проведение месячника призывника, спортивно-массовых мероприятий: легкоатлетический эстафетный пробег и республиканские соревнования по дзюдо, кекусинкай-каратэ памяти летчика-космонавта СССР дважды Героя Советского Союза А.Г.Николаева, всероссийский турнир по вольной борьбе памяти Героя Гражданской войны В.И.Чапаева и т.д. В районах республики проводится более 60 муниципальных соревнований по различным видам спорта, посвященных землякам, чья жизнь является ярким примером служения Отчизне. МВД Чувашии совместно с Минспорта провели ряд соревнований: по боксу на призы Героя России летчика-космонавта Николая Михайловича Бударина; по вольной борьбе, на призы уроженца Чувашии Героя России Николая Федоровича Гаврилова и др. В октябре 2008 года состоялась Республиканская спартакиада юношей допризывного возраста (14-17 лет), в которой приняли участие 23 команды из всех районов Чувашии.

Сконцентрированная работа органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений позволили выполнить установленный план призыва в количестве 2900 человек на 100 процентов (в 2008 году – 3960 чел., 100%) В военно-учебные заведения поступили 144 человека (в 2008г. – 196).

Одним из направлений героико-патриотической работы с молодежью является сотрудничество с ветеранскими организациями. Главным приоритетом в работе Республиканской организации ветеранов пожарной охраны Чувашии является активная работа в образовательных учреждениях. Как правило, учащиеся, вступая в ряды Дружины юных пожарных, дают клятву и получают удостоверения и значки ДЮП из рук ветеранов. При непосредственном участии членов организации проведено более 170 викторин и конкурсов в детских дошкольных учреждениях.

Прочно вошло в практику закрепление учебных заведений, в частности, тимуровскими отрядами, добровольческими объединениями для оказания шефской помощи участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Так, например, только за Декаду милосердия (1-10 октября 2009 года) 12 тысяч добровольцев оказали помощь более чем 4000 пожилых людей.

В 2010 году патриотическое воспитание приобретает особую актуальность и важный социально-культурный смысл в связи с 65-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Для реализации программных мероприятий Минобразованием Чувашии был разработан сетевой план, в котором представлены основные мероприятия и алгоритм их проведения. Например, в республиканском этапе Международного конкурса «Великая Отечественная война глазами детей» приняли активное участие школьники городов Чебоксары, Новочебоксарск, Шумерля. На межрегиональный конкурс «Солдатская родословная (семейная Интернет-страница)» поступили работы из Татарстана, Мордовии и других регионов.

В акции «Ветерану глубинки – народное внимание и заботу» принимают активное участие тимуровские отряды, добровольческие объединения (их более 600, свыше 9 тысяч человек), организована шефская помощь участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. В образовательных учреждениях проводятся выставки сувенирной продукции ко Дню Победы, во многих муниципалитетах объявлен конкурс на лучшую сувенирную продукцию «Подарок ветерану», «Символ Победы».

Ежегодно накануне Дня Победы образовательные учреждения республики проводят «Вахту памяти», в рамках которой проходят мероприятия по приведению в порядок воинских захоронений, памятников и мемориальных мест, связанных с историческими событиями Великой Отечественной войны – обелисков, братских могил, аллей памяти, скверов.

В ближайшее время состоится фестиваль школьных музеев «Памятник незабытой войны», республиканский этап Всероссийского конкурса «Моя страна - Моя Россия» и т.д.

Необходимо обозначить и такую сферу патриотического воспитания, гражданско-патриотическое воспитание, которое формирует правовую культуру личности, четкую гражданскую позицию, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу. По нашему мнению, в деятельности по патриотическому воспитанию молодежи сегодня необходимо делать акцент на воспитании чувства гордости за свою страну и любви к ней, на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота, т.е. приоритет - это формирование гражданский и социальных компетенций личности.

Одной из форм гражданского воспитания является социальное проектирование. С 2003 года более 20 социальных проектов, реализованных школьными командами, приняли участие в республиканском этапе Всероссийской акции «Я - гражданин России».

Многие творческие педагоги в профессиональном творчестве уделяют большое внимание патриотическому воспитанию. Одним из источников пополнения «методической копилки» является республиканский этап Всероссийского конкурса методических пособий (методических материалов) на лучшую организацию по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России» (среди педагогов). В 2009 г. в конкурсе приняли участие более 60 педагогов образовательных учреждений из 19 районов и городов республики.

В апреле текущего года пройдет V Республиканский конкурс на лучшего классного руководителя 2010 года «Самый классный классный». Участники конкурса представят проект работы с коллективом класса «Навстречу 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (более 3000 участников).

Несмотря на проводимую работу, активный поиск и реализацию новых форм и методов патриотического воспитания в образовательных учреждениях республики существует ряд проблем:

XXI век – это информационный век. Сейчас как никогда много информации и доступа к ней. Для воспитания патриотизма у молодежи предлагаю использовать инструменты имиджа, маркетинга и PR. Мы должны выделить из существующего моря информации ту, которую нужно донести до молодого поколения.

Любовь к Родине не должна быть слепой, наоборот, надо замечать все ее недостатки и пытаться превратить её минусы в плюсы или устранить их. Патриот 21 века – это не тот человек, который с флагом идет по улицам, выкрикивая лозунги о любви к Родине. А – это тот, кто создает что-то полезное для своего государства: социальные проекты, общественные мероприятия. При этом патриотизм не означает принижение достоинств других государств и народов.


esedo-go-versiya-13-2-kopiya-elektronnogo-dokumenta-polozhitelnij-rezultat-proverki-ecp.html
esedo-go-versiya-21-2-ec-ni-tekserud-ntizhes-o.html
esept-ata-ksb-6-sinip-shiirau-hikayatini-3-saati-sabati-masati-blmdlk.html
esesovci-prinimayutsya-za-chudo-oruzhie-komandos-diversanti-tretego-rejha.html
eshatologicheskie-ozhidaniya-v-kievskoj-rusi-v-konce-xi-nachale-xii-v-chast-6.html
eshe-est-bolshoj-spisok-kotorie-zapisalis-na-slushanie-na-vistuplenie-vsem-budet-predostavleno-slovo-dlya-vistupleniya-dlya-togo-chtobi-zadat-voprosi-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-raspolozhen-v-sosnovom-lesu-na-beregu-reki-zhizdri-160-km-ot-moskvi-po-kievskomu-shosse-vnomere-razmeshenie-v-sanatorii-.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-utverzhdena-na-zasedanii-kafedri-200-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-venchurnogo-biznesa-1-risk-v-usloviyah-rinochnoj-ekonomiki-klyuchevoj-element-predprinimatelstva.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-po-semke-i-sostavleniyu-planov-podzemnih-kommunikacij-utverzhdena-glavnim-upravleniem-geodezii-i-kartografii-pri-sovete-ministrov-sssr.html
  • studies.bystrickaya.ru/4-klass-33-chasa-programma-tehnologiya-1-4-klassi-poyasnitelnaya-zapiska-predmet-tehnologiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-metodicheskie-ukazaniya-k-rabote-nad-rodoslovnoj-ivanovo-2007.html
  • student.bystrickaya.ru/1-terminologiya-vethogo-i-novogo-zavetov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ukazatel-normativnih-dokumentov-po-stroitelstvu-stranica-30.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13obshaya-harakteristika-magisterskoj-programmi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/administrativnij-shtat-kniga-faktov-kimep.html
  • education.bystrickaya.ru/179-v-trude-professora-styuarta-180-avtor-posvyashaet-etot-trud.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zayavka-na-uchastie-v-seminarah-g-moskva-5-8-iyunya-2012-goda-5-ya-vserossijskaya-seriya-iz-4-h-prakticheskih-seminarov-novij-etap-razvitiya-rinkov-elektricheskoj-i-t.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-programm-tehnologij-posobij-ispolzuemih-v-rabote-s-detmi-rannego-vozrasta.html
  • abstract.bystrickaya.ru/14-dogovornaya-politika-kak-instrument-realizacii-nalogovogo-planirovaniya-politehnik.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uvedomlenie-o-provedenii-otkritogo-zaprosa-cen-na-postavku-vodyanogo-ekonomajzera-ii-stupeni-kotloagregata-st-3-membrannogo-tipa-zakupka-600013-gkpz-2011-goda.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-organizacionnie-meropriyatiya-v-a-trufakin-2009-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ispolnyayushij-obyazannosti-predsedatelya-komiteta-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-radiotehnicheskie-sistemi-dlya-studentov-specialnosti-210302-radiotehnika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/transports-na-tureckom-yazike.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-uchashihsya-8-9-klassov-sostavitel.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-10-raschet-na-prochnost-truboprovoda-ukladivaemogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-obsuzhdeniya-uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-regionovedenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/ris-upravlenie-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-zashiti-prav-potrebitelej-i-blagopoluchiya-cheloveka-po-bryanskoj-oblasti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-programma-formirovaniya-universalnih-uchebnih-dejstvij-u-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iv-sotrudnichestvo-s-organizaciej-obedinennih-nacij-i-drugimi-kompetentnimi-organami.html
  • exam.bystrickaya.ru/zhan-batist-zhozef-fure.html
  • doklad.bystrickaya.ru/viktorina-na-temu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kriticheskoj-tehnologii-snizheniya-energoza.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatie-i-plani-seminarskih-zanyatij-dlya-studentov-neistoricheskih-specialnostej-oglavlenie.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-iiskandha-meditaciya-issledovanie-osoznannogo-sushestvovaniya-i-osoznannogo-umiraniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prakticheskie-rekomendacii-placentarnaya-nedostatochnost-pri-giperandrogenii-novie-aspekti-patogeneza-14-01.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-informacionno-izmeritelnih-sistem-i-fizicheskoj-elektroniki-elektronnoe-pereklyuchenie-v-legirovannih-oksidah-vanadiya-magisterskaya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sensornie-ekrani.html
  • grade.bystrickaya.ru/nlo-kak-predmet-sluhov-k-g-yung-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.