ЕЩЕ РАЗ О ПСИХОЛОГИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЧИНОВНИЧЕСТВА - Сборник посвящен 15-летию мапн
.RU

ЕЩЕ РАЗ О ПСИХОЛОГИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЧИНОВНИЧЕСТВА - Сборник посвящен 15-летию мапн


ЕЩЕ РАЗ О ПСИХОЛОГИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЧИНОВНИЧЕСТВА ^ Е.В.Гришин, В.В. Новиков, А.М.Чудайкин (Ярославль)
Современное состояние менеджмента в России непрерывно рождает новые социально-психологические феномены, которые ставят новые проблемы перед наукой. В принципе, это естественный процесс модернизации коренных общественных отношений и науки, изучающей и обслуживающей эти отношения. Среди таких феноменов сегодня выделяются: идентичность, имидж, интерактивность, менталитет, экономическое поведение, профессионализм чиновничества и многие другие. Все эти феномены давно известны науке и освоены практикой. Однако при внимательном рассмотрении, оказывается, что восприняты они были в прошлом виртуально и их многоаспектное содержание все еще малоизвестно. Некоторые конструкты объявились совсем недавно и до сих пор малопонятны широкой общественности, в том числе, и научной.

Одна идентификация чего стоит! Этот феномен, заслуживший уже десятки монографий и диссертаций. О нем написаны сотни научных и беллетристических статей. И что? Резко возросли конфликты на этой почве.

Немало научных работ посвящено менталитету, имиджу и экономическому поведению. Совсем мало изучается профессионализм чиновничества. Более того, самоё понятие «чиновник» фактически нигде не рассматривается в качестве особой профессии. И это не случайно! Общество, погрязшее в коррупции, возможно не заинтересовано в прояснении многих профессиональных составляющих этого феномена... Именно такой вывод следует из предпринятой нами попытки прояснения профессиональных признаков, характеризующих такую чрезвычайно большую по численности современную социальную группу, официально именуемую «муниципальным чиновничеством». А что это за группа и почему ее члены не имеют отношения ни к одной из ранее известных (официальных) профессий?

Разумеется, словообразование «муниципальный чиновник» предполагает определенный «чин». Но кто и почему достигает этого «чина», и каковы перспективы дальнейшего развития личности еще недавно весьма конкретного специалиста, которого судьба сделала муниципальным чиновником. Чаще всего, человек, достигнув признания, переводится в муниципальные служащие и, по существу, теряет свой недавний профессионализм. Возраст начинающего чиновника, как правило, около 30 лет. Впереди целая жизнь в широчайшей сфере управления. Что станет с этим человеком, с его личностью?

Предпринятое нами изучение личности муниципальных чиновников наводит на неприятные размышления... Прежде всего, сегодняшняя чиновничья деятельность - это новая, довольно массовая управленческая профессия, имеющая довольно жесткие нормативные ограничения. Ограничения носят чисто юридический характер: что можно, а что нельзя в большом спектре именно управленческой деятельности на том или ином уровне управления. Однако, сам почти не изучен.

В той метакогнитивной реальности, о которой идет речь, прежде всего, бросается в глаза явная деформация личности бывших специалистов, ставших муниципальными чиновниками. Чаще всего, причиной этому становится неопределенность новых функций, а, нередко, и отсутствие управленческих способностей у личности, еще не приобретшей требуемых навыков.

Полученные ранее знания и формирующиеся новые умения и навыки, а также индивидуальный стиль выполнения новой деятельности, существенно снижают возможности развития личности бывшего «специалиста». Может выясниться, что работник, который отвечал бы предъявляемым требованиям и зарекомендовал себя хорошим специалистом, оказывается профессионально несостоятельным. Например, излишне возбудимый чиновник может быть успешным музыкантом, но не успешным в своей служебной деятельности муниципального чиновника.

Следует сказать еще, что традиционное изучение профессионализации личности проводится не на основе объективных характеристик конкретного процесса труда, а с точки зрения особенностей личности конкретного исполнителя. Такой подход обычно называется этико-гуманистическим. Он построен на том, что в результате сопоставления успешных и неуспешных специалистов, сравнения их личностных особенностей выводятся ПВК, необходимые для данной деятельности. В русле этого подхода, в основном, характерного для изучения управленческих кадров, исследуются стили управления, психологические характеристики эффективных менеджеров. Считается, что успешность деятельности чиновника опирается, прежде всего, на его способности работать с людьми, на коммуникативную компетентность (А.Л.Журавлев, 1986; Б.Б. Коссов, 1981, 1983; Л.Н.Собчик, Т.Н. Лобанова, 1989). Но ведь хорошо известно, что далеко не всегда чиновник, достигший определенных высот в своей служебной карьере, является достаточно компетентным в той профессии, которую курирует по должности. И, с другой стороны, — наличие выявленных личностных особенностей, свойственных эффективным управленцам, еще ничего не говорит об их собственном высоком профессионализме или о возможности его достижения в будущем. Профессиональное развитие чиновника проходит три стадии развития.

На стадии самоопределения происходит сопоставление себя с другими служащими, понимание необходимости собственных изменений и преобразований.

На стадии самовыражения происходит соотнесение своего поведения с мотивацией, которую оно реализует. Главным мотивационным фактором развития является стремление к возможно более полной реализации своих должностных возможностей.

На третьей стадии — самореализации — формируется жизненная философия своего места и своей должностной деятельности как профессионала в этой новой сфере, осознается смысл жизни чиновника. При этом личность выходит за рамки и прежней своей специальности, и новых должностных обязанностей, проявляет потребность в дальнейшем саморазвитии.

Кстати, подобное самоопределение личности муниципального чиновника, понимание профессионального и личностного саморазвития объективно поддерживается государственной практикой в виде
законодательных актов и создания разветвленной системы подготовки и переподготовки менеджеров самого широкого профиля и самого разного уровня управления.

Более того, сегодня появилось огромное количество коммерческих психологических центров, предлагающих желающим свои услуги по отбору, обучению и аттестации профессиональных кадров. Изучение деятельности этих центров, предпринятое нами при помощи поиска в сети Интернет, позволяет сделать весьма неутешительные выводы. Наблюдается некритическое заимствование западного теоретического и, прежде сего, практического опыта без достаточной методологической проработки и проверки сведений об эффективности подобных методик на отечественных выборках. В практике конкретного психолога и даже психологического центра оказываются смешанными исключающие друг друга на методологическом и практическом уровнях подходы и процедуры.

Литература

  1. Труды Ярославского методологического семинара. Вып 1.Ярославль: МАПН, 2003. 464 с.

  2. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. 584 с.

  3. Котляревский Ю.Л. 13 этюдов менеджмента. Киев: Финансист, 2000. 174 с.

  4. Мануйлов Г.М., Новиков В.В. Психологическое управление в кризисном обществе. - СПб: Алетейя, 1999. 346 с.

  5. Современное российское общество: вопросы психологии, экономики и права: Монография. Тверь-Ярославль: МАПН и МАСР, 2002. 140 с.

  6. Труды Ярославского методологического семинара. Ярославль: МАПН, 2004. 452 с.

  7. Чудайкин А.М. Непростые взаимоотношения экономики и психологии. Ярославль: МАПН, 2004. 65 с.


^ НЕЙРОЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Грицай А. О. (Ярославль)


Антрополог Грегори Бейтсон разработал модель нейрологических уровней, которую позже развивал Роберт Дилтс. В результате получилась схема, показанная на рис.1.

Рис. 1. Нейрологические уровни.


Каждый уровень организует информацию для нижестоящего уровня. Правила изменения чего-либо на одном уровне отличаются от принципов изменений на низших уровнях. Изменения на низшем уровне могут (но не обязательно) отразиться на высших уровнях, однако перемены на высших уровнях всегда вызывают соответствующие изменения на низших. В целом, схему можно сравнивать с каскадами водопада: вода с верхних уступов неизменно течет вниз, на нижние. Что касается модели нейрологических уровней, то, например, изменения в убеждениях почти всегда вызывают перемены в поведении. С другой стороны, изменения в поведении могут оставаться кратковременными, если эти новшества не подкрепляются соответствующими убеждениями или ценностями (более высоким уровнем).

Исследования показали, что путаница между нейрологическими уровнями обычно вызывает серьезные проблемы. Однако понимание их функций, умение определять уровни и их влияние на человека поможет нам добиваться устойчивых перемен.

Чтобы понять, какую роль играют в нашей жизни нейрологические уровни, мы начнем с самого нижнего, окружающей среды, а затем постепенно поднимемся к высшим уровням. В качестве пояснений мы приводим примеры проявления этих уровней.


^ Окружающая среда. Задумайтесь о мире, в котором живете: где проходит ваша жизнь, какие предметы и люди вас окружают.

Поведение. Вспомните конкретные виды деятельности, в которых вы достигли высокого мастерства (например, умение выслушать других, составлять списки или расписания).

Способности. Подумайте, какие общие способности выражают только что перечисленные вами виды деятельности (например, умение общаться с людьми, способности к организации и планированию).

Убеждения. Что говорят о вас эти способности? Каким принципам вы всегда верны, раз имеете такие способности? Во что вы верите настолько, что стараетесь не нарушать эти правила?

Личность. Какие утверждения могут указывать на вашу личность (кто вы? какой вы?).

Духовность. Какие символы и метафоры отражают вашу духовную сущность, высший идеал, к которому вы стремитесь?


^ Нейрологические уровни и деятельность организаций.

"Осмысленная жизнь" обычно означает конгруэнтность между различными уровнями мышления. Мы называем это "согласованностью". Это подразумевает, что все составляющие личности как единого целого ориентированы в одном направлении. Внутренняя рассогласованность может вызвать внутренний конфликт между различными уровнями сознания. Устойчивые изменения личности требуют понимания функций каждого из этих уровней. То же самое справедливо и для организации.

Все нейрологические уровни, кроме самого высокого, легко переводятся на язык деятельности организаций:

Личность: Основная задача и общий образ.

Убеждения: Философия и культура.

Способности: Умения и знания.

Поведение: Традиции и принципы работы.

^ Окружающая среда: Оборудование, обстановка и местоположение.

В некоторых случаях эквивалент высшего, "духовного" уровня все-таки существует. Его аналог можно найти, если организация (особенно некоммерческая) преследует некую возвышенную цель (благотворительность, здравоохранение или защита окружающей среды).

Помимо прочего, нейрологические уровни деятельности организации показывают, как компания стимулирует своих сотрудников, то есть вызывает изменения в их работе.

^ Основная задача и общий образ.

Сотрудники отождествляются с основной задачей компании и черпают из нее вдохновение. У них появляется коллективное ощущение цели и направления работы. Люди гордятся тем, что работают в этой компании. У компании есть свое лицо.

^ Философия и культура.

Компания придерживается определенных ценностей. Сотрудники верны этим ценностям, так как чувствуют уважение к ним. Такие всеобщие представления включают соображения типа "у нас так заведено"; администрация опирается на ценности компании при подборе персонала, клиентов и систем работы. В компании установлена четкая политика относительно принципов вознаграждения, подготовки и социального обеспечения.

^ Умения и знания.

Система управления охватывает уровень осведомленности и взаимопонимания. Сотрудники откликаются на требования руководства, так как понимают сложившиеся обстоятельства. Администрация обеспечивает профессиональную подготовку и прочие средства повышения квалификации.

Персонал своевременно осваивает новые технологии и эффективные методы работы. Руководство поощряет свободу действий сотрудников, благодаря которой подчиненные могут вносить свой вклад в решения высокого уровня.

^ Традиции и принципы работы.

Организация вознаграждает или наказывает индивидуальные поступки сотрудников. Сотрудники получают право на творческие инициативы и внесение предложений. Персонал придерживается норм, соответствующих обычаям компании.

^ Оборудование, обстановка и местоположение.

Компания обеспечивает хорошие условия работы и орудия труда. Руководство обычно заметно лишь в исключительных случаях, то есть администрация сосредоточивается только на том, что не соответствует поставленным задачам.

Чтобы оказывать наиболее эффективное влияние, каждый из этих уровней требует конгруэнтности с вышестоящим уровнем. Многим из нас доводилось сталкиваться с организациями или отдельными людьми, которые преследуют некую цель (либо придерживаются какого-то убеждения), несогласующуюся с их общим поведением или "окружающей средой". Они обманывают сами себя и очень редко достигают успеха. Более того, подобная неконгруэнтность может стать источником негодования и цинизма. В противоположность этому, согласованность способствует повышению шансов на успех. Она означает, что вся организация, все ее сотрудники как один нацелены на единую задачу.


^ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ

Гусева Т. (Ярославль)


Проблема коммуникации в группе, организации давно заинтересовала ученых и остается актуальной до сих пор, так как любое взаимодействие людей, официальное или неофициальное, связано с коммуникативным компонентом. В организации, где взаимодействие людей направлено на выполнение совместной деятельности, высокий уровень овладения коммуникативными особенностями является особенно важным, поскольку деловое взаимодействие имеет свою специфику.

Мы полагаем, что наиболее важными феноменами при деловом взаимодействии людей являются коммуникативная компетентность и коммуникативная толерантность. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Толерантность в общем смысле слова и коммуникативная толерантность в частности предполагает не снисходительность, а доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству. Эти феномены являются особенно необходимы в ситуации делового взаимодействия, так как благодаря им строится эффективное общение и взаимодействие людей. Поэтому в деловых отношениях, когда любому человеку, независимо от должности, возраста, пола, необходимо соблюдать деловой этикет, принимать нормы и ценности, установленные группой, а также принимать ценности и привычки каждого члена группы в отдельности, коммуникативная компетентность и коммуникативная толерантность имеют фундаментальное значение.

Нами было проведено исследование, целью которого является изучение взаимосвязи коммуникативных особенностей членов группы со сплоченностью в ней. Одним из важных аспектов нашего исследования был проследить, каким уровнем коммуникативных особенностей обладают руководители в группах с разным уровнем сплоченности. Для этого мы поставили следующие задачи:

1) определить уровень сплоченности в каждой исследуемой группе;

2) определить достоверные различия по показателям коммуникативной толерантности и факторам коммуникативной компетентности между исследуемыми группами;

  1. определить достоверные различия по показателям коммуникативной толерантности и факторам коммуникативной компетентности между руководителями сравниваемых групп;

Выборку исследования составили сотрудники двух рекламных агентств города Ярославля. В соответствии с задачами исследования мы использовали следующие методики: опросник, направленный на диагностику социальной коммуникативной компетентности, который рассчитан на изучение отдельных личностных факторов, с помощью которых мы можем составить полную картину социальной коммуникативной компетентности по каждой исследуемой группе и увидеть различия между группами по отдельным факторам; опросник, направленный на диагностику коммуникативной толерантности В.В. Бойко, с помощью которого мы получаем общий уровень коммуникативной толерантности в каждой группе; «Опосредованная групповая сплоченность» В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриевой, который предназначен для изучения групповой сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности. Достоверность различий определялась на 5-типроцентном уровне значимости с помощью U – критерия Манна-Уитни.

В нашем исследовании выявился разный уровень сплоченности в исследуемых группах: высокий и средний. Результаты нашего исследования показали, что члены обеих групп значимо различаются по показателям коммуникативной толерантности и отдельным факторам коммуникативной компетентности. Так, члены более сплоченной группы имеют более высокий показатель коммуникативной толерантности, они более общительны и открыты при взаимодействии, они более чувствительны к членам своей группы, в большей степени ориентированы на членов своей группы и в большей степени организованы, склонны подчинять себя правилам по сравнению с членами менее сплоченной группы. Кроме того, согласно результатам нашего исследования, руководители более сплоченного коллектива также более открыты при взаимодействии с окружающими, проявляют более высокую степень чувствительности к членам своей группы, в большей степени ориентированы на них по сравнению с руководителями менее сплоченного коллектива.

Таким образом, согласно результатам нашего исследования в каждой группе складывается разная картина межличностных отношений. В группе с более высоким уровнем сплоченности руководители также обладают более высоким показателем коммуникативных особенностей: они проявляют себя как более толерантные, то есть, как более способные принимать особенности, позиции, мнения, ценности членов своей группы, в большей степени терпимы к их особенностям и личностным качествам; ориентированы на членов своей группы, на сотрудничество с ними, на открытое взаимодействие, доброжелательность и взаимоуважение. Все это способствует тому, что в данной группе имеет место высокая степень совпадения оценок, установок, позиций членов группы по отношению к целям и задачам совместной деятельности, взаимная привязанность ее членов. Ее сотрудники более открыто и легко строят свое взаимодействие и общение, в большей степени ориентированы на членов своей группы, более чувствительны к ним, в большей степени зависимы от группы; отношения между членами данной группы более близкие, они более тесно связаны друг с другом. Это говорит о том, что члены этой группы в принятии каких-либо решений ориентируются не только на себя, но и учитывают мнение других членов группы. Они способны не только самостоятельно решать деловые вопросы, но привлекать к этому своих сотрудников. Организация, в которой они работают, представляет для них ценность, имеется положительный характер межличностных отношений, при наличии благоприятного эмоционального фона и близости членов группы друг к другу. Взаимоотношения между членами данной группы характеризуются взаимной приемлемостью, общей направленностью на успешное выполнение совместной деятельности, принятием личности каждого члена группы.

В группе же с более низким уровнем сплоченности характерной является ориентация на себя, на свою независимость от группы. Они стремятся в большей степени полагаться на себя, принимать решения самостоятельно. Это свидетельствует о том, что члены этой организации в большей степени стремятся к личному успеху, а не к успеху группы в целом. Вследствие этого общение и взаимодействие здесь носит не столь открытый характер (по сравнению с первой группой). Для членов группы с более низким уровнем сплоченности в большей степени характерна тенденция заботиться о собственном продвижении по карьерной лестнице, чем успех группы в целом. Средний уровень сплоченности в этой группе указывает на то, что единство группы отсутствует, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам. И руководители в данной группе, согласной результатам нашего исследования, более ориентированы на себя, чем на группу, проявляют большую независимость от членов группы, склонны полагаться больше на себя, чем на своих сотрудников.

Таким образом, на основании полученных в нашем исследовании результатов мы можем сказать, что руководители, обладающие высоким уровнем развития коммуникативных особенностей (а именно: коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности), способствуют поддержанию положительных взаимоотношений между сотрудниками своей группы. Это, в свою очередь, выражается в ориентации на членов своей группы, учете их мнений, позиций, привлечении их к решению групповых вопросов. Это повышает значимость группы для ее членов. Руководитель является главной фигурой организации. Этот профессиональный статус непосредственно связан с общением, взаимодействием, то есть с коммуникативным компонентом взаимодействия. Руководитель организует взаимодействие в группе, ему приходится взаимодействовать не только с подчиненными в своей организации, но и с другими представителям делового мира, решать наиболее важные вопросы организации. Поэтому статус руководителя предполагает, что человек, имеющий его, будет в совершенстве владеть деловым этикетом, знать принципы и нормы делового общения. Все это необходимо для построения близких взаимоотношений между членами группы, которые, в свою очередь способствуют высокому их сплочению. На наш взгляд, именно от фигуры руководителя, от того, какое он проявляет отношение к своим сотрудникам, какой стиль управления использует, зависит то, как будут складываться межличностные отношения в целом коллективе.

Подводя итоги данного исследования, можно сделать следующие выводы.

В более сплоченной группе (по сравнению с менее сплоченной) сотрудники характеризуются более высокими показателями коммуникативной толерантности и коммуникативной компетентности.

Руководители более сплоченного коллектива характеризуются более высокими показателями по коммуникативной толерантности и коммуникативной компетентности по сравнению с руководителями менее сплоченного коллектива.

Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование показало, что высокий профессиональный статус (статус руководителя организации) требует высокого уровня развития коммуникативных особенностей, а именно: коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование адекватных умений и навыков в различных социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность. Все это позволяет организовать оптимальное взаимодействие между сотрудниками своей организации.

Полученные нами результаты могут быть использованы и на практике. Они могут быть интересны сотрудникам, а главным образом, руководителям, различных организаций для построения эффективных отношений между своими сотрудниками. А также на основе полученных нами результатов можно разрабатывать психологические тренинги и практические занятия, направленные на повышение уровня коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности членов группы, на повышение уровня сплоченности группы.


Литература:

1. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение /М: Экономика, 2004 – 315с.

2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности /М: Издательство Московского ун-та, 1979 – 128с.

3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении /Киров, 1991 – 96с.

4. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука /М., 1998 – 464с.

5. Толерантность / Под ред. Мчедлова М.П. – М: Республика, 2004 – 416с.


^ ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕРЦИАРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ И НАРКОМАНИЙ

Грязнов А.Н. (Казань)


В социальной психологии центральным является положение о том, что социализация продолжается непрерывно – всю человеческую жизнь, но болезнь вносит коррективы, являясь «проблематизирующим жизнь обстоятельством», более того, на определенном этапе жизненного пути человек может частично или полностью утратить личностные черты. Это бывает у больных алкоголизмом и наркоманией.

Под понятием «модель» понимается как любой образ, аналог (изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т.п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели) используемый в качестве его «заместителя», «представителя». Применительно к нашему исследованию речь идет о проектировании и описании социально-психологических, медико-психологических характеристик больных алкоголизмом и наркоманией, их терциарной социализации, обеспечивающих перевод внешнего социализирующего влияния среды во внутреннюю структуру их индивидуального сознания.

Разработка модели изучаемого процесса осуществлялась нами с учетом складывающейся социальной ситуации при терциарной социализации личности больных алкоголизмом и наркомании, где нашли свое отражение новые ценностно-нормативные тенденции в жизни общества и возникающие в связи с этим новые социальные ориентации личности.

Исходной основой для построения модели послужили идеи культурно-исторической концепции Л.С. Выготского об интериоризации и социальной ситуации развития. Согласно Л.С. Выготскому, интериоризация есть перенесение во внутренний план личности освоенных социальных отношений, превращение их в структурные элементы сознания. На этой базе формируются содержательные характеристики мотивационной сферы как внутреннего свойства личности, отражающего состояние ее индивидуального сознания. Соответственно, социально – психологическая реабилитация при терциарной социализации выступает в качестве процесса социального созревания значимого в своей индивидуальности субъекта, терциарная социализация проводится после медикаментозного или психотерапевтического воздействия на этапе устойчивой, продолжительной ремиссии.

Преодоление зависимости – это продолжительный по времени процесс, состоящий из нескольких специфических стадий. На каждой стадии должны быть разрешены определенные задачи и развиты определенные навыки, направленные на психологическую коррекцию аддиктивной личности. В сфере деятельности, общения и самосознания. Направлена на то, чтобы помочь больным алкоголизмом и наркоманией выйти из специфической социальной группы, адаптироваться в нормальной социальной среде, восстановить прежний социальный статус, введение в свою систему те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе, выработка новых мотивов, и в дальнейшем ведение здорового образа жизни.

При терциарной социализации происходит целенаправленное воздействие на психологическую коррекцию личности: - на когнитивном уровне – это преодоление у них анозогнозии; - на уровне самосознания – это влияние на самооценку самоуважения; - на эмоциональном уровне – это комплексное лечение аффективных нарушений; - на уровне поведения – это изменение стиля, качества и образа жизни и воздействие на среду больных алкоголизмом и наркоманией; - на мотивационном уровне – это создание и укрепление мотивов, альтернативных по отношению к патологическому влечению к наркотикам и алкоголю.

Модель включает описание факторов и механизмов, как детерминант личностного становления, критериев оценки, а также условий и средств обеспечения ее эффективности. Базовой составляющей выдвигаемой модели выступает период нахождения больных алкоголизмом и наркоманией в центре по реабилитации, что предполагает наличие динамики их восстановления, проявляющейся в содержательных характеристиках мотивационной сферы. Мы исходили из возможности сравнения излагаемых модельных представлений с эмпирическими данными о структуре и динамике содержательных характеристик мотивационной сферы аддиктивной личности, а также аддиктивное поведение сравниваем через психологическую категорию «ценностные ориентации». Такой подход вполне оправдан, поскольку ценностные ориентации определяют процесс познания человеком социального мира и, в тоже время, осуществляют психологическую регуляцию поведения человека в социальной среде.

Опираясь на принятую исходную позицию, в модели нами были выделены две разновидности факторов восстановления (реабилитации) больных алкоголизмом и наркоманией. Факторы терциарной социализации можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы: социальные потребности, ценности, отношения, нормы.

- Социокультурное пространство: традиции, отношение к употреблению ПАВ, социальные стереотипы восприятия больных наркоманией и больных алкоголизмом.

- Социальные характеристики групп, членами которых являются больные алкоголизмом и наркоманией на этапе третичной социализации: групповые нормы, ценности, отношения внутри группы и отношения группы с другими социальными общностями.

- Социальная микросреда: отношения привязанности, детско-родительские отношения, особенности межличностных контактов в расширенной семье.

- Личность людей из ближайшего окружения зависимого.

- Личностные и профессиональные характеристики лиц, осуществляющих лечебные и реабилитационные мероприятия (врачи, психотерапевты, психологи, работники социальных служб).

Внутренние факторы:

- Мотивационная сфера личности: потребности в безопасности и привязанности, персонификации, самоуважении и компетентности, аффилиативные потребности.

- Ценностно-смысловая сфера личности: ценности и смыслы, жизненные цели и планы.

- Направленность личности: на себя, на других, на деятельность.

- Индивидуально-личностные особенности и степень сохранности личностных и интеллектуальных ресурсов.

Механизмы терциарной социализации скорее всего неспецифичны, но так же могут быть подразделены на внешние и внутренние. Механизм отражает соотношение внешней и внутренней сторон процесса терциарной социализации и их взаимодействие, что обеспечивает перевод норм и стереотипов деятельности внешнего мира во внутренний план личности.

К внешним механизмам относятся: управление (руководство), принуждение, внушение, заражение, подражание, фасилитация. Можно говорить о целесообразности и новой значимости фасилитирующих воздействий по сравнению с директивными влияниями внешней социальной среды на зависимую личность. Хотя, удельный вес «принуждающих» механизмов может возрастать в связи со снижением собственной мотивации личности, а доля фасилитирующих влияний может быть увеличена по мере развития мотивов персонификации и самоуважения. Потому уместным на начальных стадиях терциарной социализации будет так же механизм руководства, поскольку он предполагает перестройку уже сложившихся установок, хотя и является наиболее сложным.

Внутренние механизмы – децентрация, идентификация, в ряде случаев психологические защиты, интериоризация социальных ролей – так же неспецифичны и отвечают за процесс перевода социального опыта в интрапсихический план личности.

Критериями реализованности программ терциарной социализации могут служить:

- Изменения в мотивационной, ценностно-смысловой сферах личности и ее направленности – уход с основных позиций ценностной иерархии стремления удовлетворить аддикцию.

- Возвращение к здоровому образу жизни, отсутствие срывов, длительность ремиссии.

- Удовлетворенность и субъективно высокая оценка качества собственной жизни.

- Изменения в сфере самосознания: самоотношение, самоинтерес, аутосимпатия, принятие себя и в целом позитивное отношение к себе.

- Восстановление утраченных в ходе болезни социальных позиций (статуса, должности, социальной сети).

- Сформированнсть и удовлетворенность проходящих реабилитацию зависимых отношениями в социальных группах, члены которых не употребляют ПАВ.

- Субъективно положительные оценки происходящих изменений со стороны ближайшего окружения.

- Устойчивость произошедших изменений.

Условиями реализации задач терциарной социализации являются:

1. Целенаправленное комплексное влияние социализирующих воздействий на зависимую личность со стороны лиц, осуществляющих реабилитационные мероприятия, ближайшего окружения, коллег и социальных групп, члены которых не злоупотребляют ПАВ.

2. Дистанцирование больных алкоголизмом или больных наркоманией, проходящих реабилитационный цикл, от специфических социальных групп «собутыльников» и «наркоманов» и включение их в здоровые социальные группы.

3. Оптимизация воздействий микросоциальной среды, преодоление созависимости.

4. Обеспечение позитивных социализирующих воздействий в подсистемах «зависимая личность – лечебный персонал», «зависимая личность – психотерапевт», «зависимая личность – ближайшее окружение», «зависимая личность – здоровая социальная группа».

Нами выдвигается тезис о том, что период прохождения социально – психологической реабилитации предполагает прохождение аддиктивной личностью следующих основных компонентов (структур) терциарной социализации, которые определяют динамику их возвращения к здоровому образу жизни.

Средства терциарной социализации больных алкоголизмом и наркоманией: психологическая диагностика; психологическое консультирование; тренинги (мастер–класс, танцтерапия); воспитательная работа; трудотерапия; организация культурного досуга.

Терциарная социализация по нашему мнению необходима для больных алкоголизмом и наркоманией для преодоления аддикции, и для формирования длительной, продолжительной ремиссии. Социально - психологическое воздействие направлено на оказание помощи зависимой личности в преодолении рецидивов в период ремиссии. После периода медикаментозного, психотерапевтического воздействия на больных алкоголизмом и наркоманией, у них наступает важный «ремиссионный период» в котором в любое время возможен рецидив, в данный период проявляются заболевания, среди которых наиболее значимыми являются «ремиссионные» психические расстройства. При работе по реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией при терциарной социализации социальным, медицинским психологам необходимо учитывать, что первый год ремиссии многообразен психическими нарушениями:

- астенические расстройства, с затянувшимся неврозоподобным постабстинентным состоянием;

- аффективные нарушения, в частности, депрессивные расстройства;

- фобические нарушения, тревожные и фобические расстройства, астенические проявления свойственны начальным этапам ремиссии, то депрессивные нарушения наблюдаются при многолетнем воздержании от употребления психоактивных веществ, у больных алкоголизмом депрессии наблюдаются на ранних этапах ремиссии (1–3 месяца), так и при более длительном сроке воздержания (6 месяцев), что говорит о большей специфичности этого показателя аффективных расстройств. Вместе с тем, если депрессия на ранних этапах ремиссии связывалась с фактом злоупотребления алкоголем, то при длительном воздержании в ее генезе играли личностные и социально-психологические факторы. В связи с этим и многим другим, призвана терциарная социализация, оказать помощь больным алкоголизмом и наркоманией в формировании социальной установки на здоровый образ жизни.


esteticheskaya-medicina-problemi-i-resheniya-standartizaciya-podhodov-pri-korrekcii-vozrastnih-izmenenij.html
esteticheskie-sredstva-v-psihicheskoj-samoregulyacii-dlya-detej-eidubinskaya-skazka-dlya-starshih-s-kommentariem-d-i-ushakov.html
esteticheskij-vkus.html
esteticheskoe-vospitanie-otchet-o-rabote-za-2010-god.html
estetika-antichnosti.html
estetika-cifrovogo-kompyuternogo-izobrazitelnogo-iskusstva.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mehanizm-funkcionirovaniya-kreditnoj-sistemi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-dannogo-kursa-podgotovlena-v-sootvetstvii-s-obrazovatelnim-standartom-po-geografii-i-polnostyu-realizuet-federalnij-komponent-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-geografii-v-6-klasse.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-bog-vechnij-rasskazchik-poteryannaya-zhizn-serdca.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-profilyu-podgotovki-25-00-36-geoekologiya-po-otraslyam.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-18-kazalos-on-prospal-tolko-paru-sekund-geroi-olimpa-poteryannij-geroj-glava-1-dazhe-pered-udarom-tokom.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-b-bushev-yazik-i-mezhkulturnaya-kommunikaciya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-domenov-sistema-ru-net-marketing.html
  • turn.bystrickaya.ru/poluchenie-i-osnovnie-fotofizicheskie-svojstva-nanorazmernih-itterbievih-kompleksov-na-osnove-dimetoksigematoporfirina.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliografiya-metodicheskie-rekomendacii-uchebniki-posobiya-tvoreniya-svyatih-otcov-raboti-po-pravoslavnoj-pedagogike.html
  • writing.bystrickaya.ru/issledovaniya-i-razrabotki-v-oblasti-fullerenov-v-rossii-opit-naukometricheskogo-analiza.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/-2-funkcionalno-semanticheskaya-sfera-pole-aktualnogo-chleneniya.html
  • university.bystrickaya.ru/golovanova-nf-socializaciya-i-vospitanie-rebenka-ucheb-posobie-spb-2004.html
  • college.bystrickaya.ru/24-gidrogeologicheskie-usloviya-1-sovremennoe-ispolzovanie-i-arhitekturno-planirovochnaya-organizaciya-territorii-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/konkurs-prohodit-uzhe-v-tretij-raz-on-startoval-v-2008-godu-v-2009-godu-v-god-molodezhi-proekt-vserossijskij-konkurs-nezavisimih-studencheskih-videoproektov-zolot.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-inostrannij-yazik-uroven-opp.html
  • assessments.bystrickaya.ru/blgariya-e-domakin-na-forum-na-zbolekarite-v-iztochna-evropa-v-standart-lekari-prosyat-taksi-ot-bolen-pacientt.html
  • college.bystrickaya.ru/-kniga-tretya-stranica-55.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-mehanicheskih-i-tehnologicheskih-specialnostej-zaochnoj-formi-obucheniya-stranica-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-budto-tebe-ne-hvataet-lekcij-no-kto-ya-takaya-chtobi-tebya-otgovarivat-eto-tvoya-zhizn-trat-svoyo-vremya-kak-tebe-zablagorassuditsya-a-ya-poshla-gotovitsya-k-zavtrashnemu-seminaru.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-g-lomonosov-vremya-sobirat-misli.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-ob-obespechenii-edinstva-izmerenij-chast-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursi-perepodgotovki-po-socialnoj-rabote-s-detmi-i-semyami-dlya-praktikov-sistemi-socialnoj-zashiti-detej-ruz.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teoriya-metodov-geofizicheskih-issledovanij-skvazhin.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskaya-chast-administrativnoe-zdanie-ovd-po-majkopskomu-rajonu-s-ivs-na-26-mest-v-pos-tulskom-2-ya-ochered-zdanie-ovd.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-urovnyu-znanij-ekzamenuemogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/dejstvuyushaya-redakciya-ustava-stranica-3.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nacboli-vne-zakona-vremya-novostej-volkov-oleg-kolesov-yurij-veretennikova-kseniya-30062005-115-str-1.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-trebovaniya-k-instrukcii-po-primeneniyu-markirovke-i-upakovke-lekarstvennih-sredstv.html
  • institut.bystrickaya.ru/tipi-funkcii-i-struktura-vagonoremontnih-predpriyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-vagonnoe-hozyajstvo-nazvanie.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-6-territorialnaya-organizaciya-2-osnovnie-ponyatiya-territorialnoj-organizacii-naseleniya-tema-obshie-zakonomernosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/114-pribori-ucheta-kolichestva-teploti-kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-140104-promishlennaya-teploenergetika.html
  • school.bystrickaya.ru/dvoryanskaya-usadba.html
  • znanie.bystrickaya.ru/54-programma-matematika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-8-florinda-donner.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-obrazovatelnoj-programmi-dopolnitelnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.