Еской работы, выполняемых профессорско-преподавательским составом университета принято ученым советом кгасу протокол № от 2011 г. Казань 2011
.RU

Еской работы, выполняемых профессорско-преподавательским составом университета принято ученым советом кгасу протокол № от 2011 г. Казань 2011


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


У Т В Е Р Ж Д А Ю

Ректор КГАСУ

____________________Р.К.Низамов


П О Л О Ж Е Н И Е


О НОРМАХ ВРЕМЕНИ


ДЛЯ РАСЧЁТА ОБЪЁМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ,

ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИМ

СОСТАВОМ УНИВЕРСИТЕТА


Принято ученым советом КГАСУ

протокол № ___ от ___ ___________ 2011 г.


Казань 2011

УДК 378.14

ББК 74.58


Положение о нормах времени для расчёта учебной работы и основные виды учебно-методической работы, выполняемых профессорско-преподавательским составом Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Казанский государственный архитектурно-строительный университет”/ Разработано начальником учебно-методического управления И.И.Мустафиным. Согласовано проректором по учебной работе И.Э.Вильдановым – Казань: КазГАСУ, 2011. – 24с.


Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета


УДК 378.14

ББК 74.58


© Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2011


1. Общие положения


1.1. Настоящее положение разработано с целью определения учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава кафедр в Казанском государственном архитектурно-строительном университете (далее – Университет). Положение также может, а в ряде случаев должно, быть использовано при формировании штата преподавателей кафедр, при разработке Рабочих учебных планов и индивидуальных планов преподавателей.

Положение основывается на следующих нормативных документах:

1.2. Расчёт учебной нагрузки преподавателей производится в часах. Перечень и объём других видов преподавательской деятельности, выполняемых за пределами учебной нагрузки, но включаемых в индивидуальный план и контракт преподавателя, приводится в разделе 3 настоящего Положения и планируется заведующими кафедрами.

1.3. Для профессорско-преподавательского состава Университета, осуществляющих педагогическую деятельность, устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

1.4. Годовой объём рабочего времени составляет 1554 часа. Объём работы профессорско-преподавательского состава устанавливается ректоратом вуза, исходя из утвержденного штата и с учетом необходимости выполнения им всех видов учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, вытекающих из занимаемой должности, учебного плана и плана научно-исследовательской работы в пределах 6-ти часового рабочего дня. За превышение учебной нагрузки или снижение её ниже 600 часов персональную ответственность несёт заведующий кафедрой.

1.5. Учебная нагрузка педагогическим работникам по программам высшего профессионального образования устанавливается в зависимости от квалификации и профиля кафедры в объёме до 900 часов в учебном году. При этом средняя учебная нагрузка на выпускающих кафедрах должна быть не менее 800 часов, а на остальных кафедрах – не менее 850 часов на одну штатную единицу в учебном году.

1.6. Основным документом, определяющим работу каждого преподавателя, является индивидуальный план, в который ежегодно выносится планируемая для него на текущий год учебная (в часах), конкретная учебно-методическая, научно-исследовательская и другие работы (в часах), в соответствии с разделом 3 настоящего Положения, в том числе по повышению квалификации. Общий объём годового рабочего времени не должен отличаться более чем на 5% от нормируемой величины (п. 1.4).

1.7. Индивидуальный план преподавателя рассматривается на заседании кафедры до начала учебного года и подписывается её заведующим. Все индивидуальные планы утверждаются проректором по учебной работе.

1.8. При распределении учебной нагрузки внутри кафедры необходимо планировать педагогическую практику аспирантам дневной формы обучения в объеме 120 часов на одного аспиранта за все годы обучения в аспирантуре.

1.9. Запрещается включать в индивидуальные планы работы, не предусмотренные настоящим Положением. В случае необходимости изменения в индивидуальных планах работы преподавателей должны обсуждаться на заседаниях кафедры и оформляться протоколом. Об изменениях учебной нагрузки кафедры необходимо сообщать в Учебно-методическое управление Университета.

1.10. Фактическое выполнение учебной нагрузки в конце каждого семестра (дважды в год) отмечается преподавателем в индивидуальном плане и заверяется подписью заведующего кафедрой. Заведующий кафедрой несет личную ответственность за достоверность заполнения индивидуальных планов.

1.11. Заведующие кафедрами обязаны не менее двух раз в год на заседаниях кафедры обсуждать ход выполнения индивидуальных планов преподавателей по всем видам работы, требовать личного объяснения от исполнителей причин низкого качества, несвоевременности выполнения или невыполнения работы того или иного вида, предусмотренной планом.

1.12. По окончании учебного года все преподаватели составляют письменный отчет о выполнении индивидуального плана по установленной форме. Заведующий кафедрой обязан дать письменное мотивированное заключение по отчету преподавателя, особо выделить незаконченные в срок или невыполнение работы, требуя при этом на заседании кафедры личного объяснения от исполнителя, которое должно быть зафиксировано в протоколе.

1.13. Отчет о выполнении индивидуальных планов за учебный год по установленной форме представляется заведующим кафедрой проректору по учебной работе не позднее 1 июля. В отчетах отдельными строками следует указать объем учебной работы, выполненной штатными совместителями, преподавателями-почасовиками, научными работниками и аспирантами без дополнительной оплаты, а также объём учебной работы (по всем видам), который был запланирован кафедрой на учебный год. При невыполнении или перевыполнении запланированного объёма работы, как отдельными преподавателями, так и кафедрами в целом к отчету необходимо приложить объяснительную записку заведующего кафедрой и список преподавателей, не выполнивших индивидуальный план без уважительной причины.

1.14. Лекционные часы рассчитываются на поток. Разделение курса на потоки или объединение курсов и групп выполняется с учётом особенностей основных образовательных программ учебным отделом учебно-методического управления по согласованию с факультетами Университета.

1.15. Лекционная работа должна поручаться преимущественно сотрудникам Университета из числа профессорско-преподавательского состава (ППС) с должностью не ниже старшего преподавателя, обладающим высокой методологической и методической подготовкой, культурой устного изложения учебного материала. Ассистенты, имеющие ученые степени, могут быть привлечены к чтению лекций только с разрешения проректора по учебной работе. Ассистентов, не имеющих ученых степеней, запрещается привлекать к чтению лекций.

1.16. Промежуточную аттестацию студентов (экзамен и зачёт) имеет право проводить преподаватель, читавший курс лекций, или, в виде исключения по распоряжению заведующего кафедрой, преподаватель, соответствующий требованиям п.1.15 настоящего Положения. Зачёты по теоретическому курсу принимаются в рамках аудиторных занятий по результатам текущего контроля успеваемости, в том числе с использованием балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов.

1.17. Промежуточная аттестация в форме экзамена может назначаться при общем объёме курса не менее 100 часов. Количество экзаменов на курс определяется исходя из соотношения - на один экзамен не менее 100 часов объёма курса. При этом общее количество экзаменов на курс не должно быть более двух.

1.18. Промежуточная аттестация в форме зачёта может назначаться при общем объёме курса не менее 70 часов. Количество зачётов на курс определяется исходя из соотношения: на один зачёт не менее 70 часов объёма курса.

1.19. При общем объёме курса менее 70 часов может быть в виде исключения решением учебно-методического совета Университета назначена промежуточная аттестация только в форме зачёта.

1.20. Текущий контроль знаний студентов (приём курсовых проектов, курсовых работ, расчётно-графических работ, рефератов и т.п.) имеют право проводить преподаватели, соответствующие требованиям должностных инструкций и Положения о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации студентов.

1.21. Индивидуальные задания и контролирующие мероприятия должны планироваться исходя из трудоёмкости самостоятельной работы студентов по видам СРС в соответствии с табл. 3 и нормативов трудоёмкости по видам индивидуальных заданий и контролирующих мероприятий в соответствии с табл. 4 настоящего Положения.

1.22. Курсовые проекты могут планироваться по дисциплинам с общим объёмом курса не менее 100 часов. Количество курсовых проектов на курс назначается исходя из трудоёмкости их выполнения в соответствии с п. 4.15 настоящего Положения, но не более одного проекта в семестр на дисциплину, если иное количество не оговорено в ГОСах.

1.23. Курсовые работы могут планироваться по дисциплинам с общим объёмом курса не менее 70 часов. Количество курсовых работ на курс назначается исходя из трудоёмкости их выполнения в соответствии с п. 4.15 настоящего Положения, но не более одной работы в семестр на дисциплину.

1.24. Нормы времени на руководство, консультацию, проверку и защиту курсовых проектов и курсовых работ определяются в соответствии с разделом 4 настоящего Положения. Число курсовых проектов в семестр не более двух, курсовых работ – не более двух, общее количество курсовых проектов и работ – не более четырёх.

1.25. Под термином “группа” подразумевается “академическая” группа численностью 20÷30 человек. Расчёт нагрузки кафедр производится по реальной численности контингента студентов по данным деканата на 15 августа текущего года.

1.26. При расчёте часов практических, семинарских и других видов занятий основной учебной единицей является академическая группа. Если число студентов в группе 16 и больше, то допускается деление группы на две подгруппы при проведении занятий по дисциплинам:

- иностранный язык;

- информатика;

- инженерная и компьютерная графика;

- начертательная геометрия.

1.27. Лабораторные занятия, практические занятия в компьютерных классах, а также групповые занятия по лингвистическим и художественным дисциплинам рассчитываются на подгруппу, как правило, численностью 8÷15 человек. Если число студентов в группе составляет 15 и меньше, то деление на подгруппы не производится, занятия рассчитываются на группу.

1.28. При проведении практических занятий по художественным дисциплинам группы делятся на подгруппы. Перечень дисциплин, относящихся к художественным дисциплинам, ежегодно рассматривается и утверждается на заседании научно-методического совета университета.

1.29. Распределение общего числа часов, выделяемых на каждого студента-выпускника по программам подготовки (бакалавров, специалистов и магистров), между отдельными кафедрами производится решением Совета факультета по согласованию с заведующими выпускающих кафедр и кафедр, консультирующих соответствующие разделы. При этом для повышения качества подготовки выпускников количество непрофильных кафедр, задействованных в консультировании соответствующих разделов, должно быть не менее двух с общим объёмом часов не менее 15% от объёма часов, выделяемых на руководство и консультирование выпускников.

1.31. Общее число студентов-выпускников (бакалавров, специалистов и магистров), закреплённых за одним руководителем, работающем на штатной должности, определяется исходя из суммарной нормы времени на выполнение ВКР специалистов с максимальным числом студентов-выпускников, закреплённых за одним руководителем.

Пример. На выполнение ВКР специалистов по нормам времени отводится 35 часов (t). При максимальном количестве студентов-выпускников, закреплённых за одним руководителем -8 (n), общий объём часов на выполнение ВКР, руководимых одним преподавателем составит - 8×35часов=280часов (T). Данное количество часов (280часов) на выполнение ВКР под руководством одним преподавателем принимается за предельную норму. Норма времени на ВКР бакалавров – 15 часов при максимальном количестве студентов-выпускников -12. Норма времени на ВКР магистров – 40 часов при максимальном количестве студентов-выпускников -3.

Общий объём часов по выполнению ВКР (два бакалавра + шесть специалистов + один магистр) составит: T = (2×15) + (6×35) + (1×40) =280 часов, что не более предельной нормы.

Общий объём часов по выполнению ВКР (три бакалавра + четыре специалиста + два магистра) составит: T = (3×15) + (4×35) + (2×40) =265 часов, что меньше предельной нормы.

Общий объём часов по выполнению ВКР (четыре бакалавра + пять специалистов + три магистра) составит: T = (4×15) + (5×35) + (3×40) =355 часов, что более предельной нормы. Необходимо убрать часть нагрузки по руководству ВКР.

1.32. Число студентов-выпускников, закреплённых за одним руководителем, работающем по совместительству, должно быть уменьшено в соответствии с занимаемой ставкой.

1.33. Руководить выпускной квалификационной работой может сотрудник Университета из числа профессорско-преподавательского состава (ППС) с должностью не ниже доцента, соответствующий требованиям должностных инструкций. Если требования данного пункта не могут быть выполнены, руководство ВКР может быть поручено двум преподавателям, один из которых - официальный руководитель, удовлетворяющий требованиям данного пункт, другой - соруководитель.

1.34. Одному рецензенту, работающему по совмещению, предоставляется возможность написать не более 8 рецензий. Если рецензент не задействован по основной работе (пенсионер, находится в отпуске и т.д. и т.п.), то ему предоставляется возможность написать до 24 рецензий, но не более трёх рецензий в день.


^ 2. Учебная работа

Таблица 1

№№ п/п

Виды работ

Норма времени в часах

Примечания

1

2

3

4

А у д и т о р н ы е з а н я т и я

1.

Чтение лекций (студенты и аспиранты)

1 час

за 1 акад. час




2.

Проведение практических занятий, семинаров (студенты и аспиранты)

1 час

на группу за 1 акад. час

В дисплейных класс-сах по лингвистичес-ким, художествен-ным и архитектурно-дизайнерским дисциплинам группа может делиться на 2÷3 подгруппы

3.

Проведение лабораторных работ

^ 1 час

на группу (подгруппу) за 1 акад. час

Подгруппа не менее 8 человек

4.

Проведение тематических дискуссий, деловых игр и т.д.

1 час

за 1 акад. час каждому преподава-телю, участвующему в проведении

В соответствии с рабочей программой и методическими указаниями

К о н с у л ь т а ц и

5.

Проведение консультаций по учебным дисциплинам

На 1 группу

от общего числа лекционных часов по учебному плану:

5% - очная форма;

15% - заочная форма

Консультации прово­дит преподаватель согласно кафедраль-ного расписания кон-сультаций

6.

Проведение консультаций перед экзаменами

^ 2 часа

на поток перед вступи-тельными экзаменами,

2 часа

на группу перед проме-жуточной и итоговой аттестацией студентов и аспирантов

Проводятся согласно расписания экзаменов и консультаций

К о н т р о л ь

7.

Приём устных и письменных вступительных экзаменов

^ 4 часа - на проведение экзамена на поток и

0,3 часа на проверку каждой письменной работы,

0,25 часа - каждому экзаменатору на каждо-го экзаменующегося на устном экзамене

Работу проверяет один преподаватель

8.

Перепроверка работ на вступительных экзаменах

0,15 часа

на каждую работу

Выборочная проверка -10% от общего числа работ

9.

Приём экзаменов в процессе освоения образовательных программ

0,4 часа

на одного студента




10.

Государственные экзамены

0,25 часа

на одного экзаменующе-гося каждому члену ГЭК

Состав комиссии не более 8 человек

11.

Приём вступительных экзаменов в аспирантуру и кандидатских экзаменов

1 час

на каждого поступающего или аспиранта (соискателя) по каждой дисциплине каждому экзаменатору

Число экзаменаторов не более 4 человек

12.

Приём зачётов, предусмотренных учебным планом (по дисципли-нам с итоговым экзаменом)

0,2 часа

на одного студента




13.

Приём зачётов, предусмотренных учебным планом (по дисципли-нам без итогового экзамена)

0,3 часа

на одного студента




14.

Прием зачетов и экзаменов в про-цессе освоения образовательных программ в форме компьютерно-го тестирования

4 часа

на подгруппу

В данную норму расчёта учебной нагрузки входит работа преподавателей по проведению повторного тестирования

15.

Приём переаттестаций дисциплин у студентов

0,25 часа

на одного студента




16.

Проверка контрольных работ студентов-заочников

0,5 часа

на одну работу




17.

Текущий контроль знаний в течение учебного семестра в форме компьютерного тестирования (проведение контрольной работы в форме компьютерного тестирования)

0,5 час

на подгруппу

По графику деканата

18.

Проверка, консультации и приём расчётно-графических работ (^ РГР), рефератов (Рф), сочине-ний (Сч), коллоквиумов (Кл) контрольных работ (Кр), расчётных домашних и других творческих заданиий (Зд), пре-дусмотренных учебным планом или рабочими программами

0,6 часа на РГР,

0,3 часа на Рф или Сч,

0,3 часа на Кл

0,2 часа на Кр или Зд

(на одно задание)

Количество индивидуальных заданий см. в примечании к разделу 4 Положения

19.

Консультирование и рецензиро-вание рефератов, предусмотрен-ных учебным планом или рабо-чими программами по программе подготовки магистров

3,0 часа

на реферат

Количество рефератов не более одного в семестр

20.

Рецензирование выпускных работ и рефератов по программам дополнительного профессионального образования

2,5 часа

на работу/реферат

Количество рефератов не более одного в семестр

21.

Участие в работе комиссии по приёму защиты выпускных работ и рефератов, по проведению выпускного экзамена по программам дополнительного профессионального образования

0,5 часа

на каждого слушателя каждому члену комиссии

Состав комиссии не более 5 человек.

Работа не более 6-ти часов в день

22.

Участие в работе учебно-методической комиссии

30 часов

в год каждому члену комиссии




П р а к т и к и

23.

Руководство учебной, ознакоми-тельной практиками (включая проверку, защиту отчётов и приём зачётов)

6 часов

за рабочий день на группу




24.

Руководство производственной практикой

^ 2 часа за рабочий день на группу (без выезда в командировку) или

3 часа за рабочий день на группу (при выезде в командировку)

За группу принимает­ся группа студентов, направляемая на от­дельно взятый объект. Численность группы не менее 8 человек.

25.

Руководство практикой, проводи-мой по индивидуальным планам студентов (преддипломная, педагогическая, научно-исследовательская)

1 час

в неделю на каждого студента




Р у к о в о д с т в о

26.

Руководство факультетом (в т.ч. разработка рабочих учебных планов, контроль учебной нагруз-ки, посещение занятий и т.п.)

до 300 часов

в год

Определяется руковод-ством университета в зависимости от объёма работы

27.

Руководство кафедрами (в том числе разработка рабочих учеб-ных планов и программ дисцип-лин, планирование и контроль учебной нагрузки, посещение занятий профессоров и доцентов кафедры), заполнение отчетных форм в процессе процедур лицен-зирования и аттестации

Заведующему кафедрой

40 часов – при числе сотрудников до 10 чел., 50 часов – при числе сотрудников 11-20 чел., 60 часов – при числе сотрудников 20 и более чел.

При условии, если заведующий кафедрой работает на общест-венных началах без оплаты, часть этих ча-сов может быть выде-лена одному из препо-давателей – членов кафедры

28.

Руководство научно-исследовательской работой студентов (подготовка бакалавров и специалистов)

10 часов

на одного студента в год, но не более 70 часов в год на одного преподавателя

В соответствии с Положением о НИРС

29.

Руководство, консультирование, рецензирование и приём защиты курсовых работ (КР)

2,0 часа

на работу, в том числе 0,3 часа на приём каж-дому преподавателю, участвующему в защите

См. п.2 табл.4 раздела 4 настоящего Положения

30.

Руководство, консультирование, рецензирование и приём защиты курсовых проектов (КП)

3,0 часа

на проект, в том числе 0,3 часа на приём каж-дому преподавателю, участвующему в защите

См. п.1 табл.4 раздела 4 настоящего Положения

31.

Руководство подготовкой студента в магистратуре

30 часов

преподавателю на каждого магистранта ежегодно




32.

Руководство программой специализированной подготовки в магистратуре

30 часов

на специализацию в учебном году (независимо от числа магистрантов)

Нагрузка на кафедру (может быть распре-делена между препо-давателями по усмо-трению заведующего кафедрой)

33.

Руководство аспирантом

50 часов

на каждого аспиранта ежегодно за полный год обучения

Утверждено приказом Минобразования РФ от 27.03.1998г. №814

34.

Руководство соискателем (до 3 лет), стажёром

25 часов

на каждого соискателя, стажёра ежегодно за полный год обучения

Утверждено приказом Минобразования РФ от 27.03.1998г. №814

35.

Научные консультации докторанта

50 часов

на каждого докторанта ежегодно

Утверждено приказом Минобразования РФ от 27.03.1998г. №814

36.

Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров (по ГОСу 2-ого поколения) и участие в работе ГАК

15* часов

на каждого студента-выпускника, в т.ч.: руко-водство и консультиро-вание - 11 часов; пред-седателю экзаменацион-ной комиссии - 1 час; членам экзамена-ционной комиссии - до 3 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов экзаме-национной комиссии не более 6 человек. За одним руководителем закрепляется до 12 студентов-выпускни-ков (см. п.1.31 Положения).

* При подготовке бакалавров по направлению “Архитектура” нормы времени увеличиваются до 20 часов (на руководство)

36,а.

Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ бакалавров (по ФГОСу 3-его поколения) и участие в работе ГАК

20* часов

на каждого студента-выпускника, в т.ч.: руко-водство и консультиро-вание - 16 часов; председателю экзамена-ционной комиссии -1 час; членам экзамена-ционной комиссии - до 3 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов экзаменационной комиссии не более ^ 6 человек. За одним руководителем закрепляется до 10 студентов-выпускни-ков (см. п.1.31 Положения)

* При подготовке бакалавров по архитектурно-дизайнерским направлениям нормы времени увеличиваются до 25 часов (на руководство)

37.

Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ (дипломных проектов и дипломных работ) специалистов и участие в работе ГАК

35 часов

на каждого студента-выпускника, в т.ч.: руко-водство и консультиро-вание - 25 часов; допуск к защите - 1 час; рецен-зирование - 4 часа; председателю экзамена-ционной комиссии -1 час; членам экзамена-ционной комиссии - до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов экзаменационной комиссии не более 8 человек. За одним руководителем закрепляется до 8 студентов-выпускни-ков (см. п.1.31 Положения)

Количество рецензий на одного рецензента – см п. 1.35 Положения.

38.

Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ магистров и участие в работе ГАК

40 часов

на каждого студента-выпускника, в т.ч.: руко-водство и консультиро-вание - 30 часов; допуск к защите - 1 час; рецен-зирование - 4 часа; председателю экзамена-ционной комиссии - 1 час; членам экзамена-ционной комиссии - до 4 часов по 0,5 часа на каждую выпускную работу

Число членов экзаменационной комиссии не более 8 человек. За одним руководителем закрепляется до 3 студентов-выпускни-ков (см. п.1.31 Положения)

Количество рецензий на одного рецензента – см п. 1.35 Положения.

^ 3. Нормы времени для расчёта второй половины

рабочего дня профессорско-преподавательского состава

Таблица 2

№ № п/п

Виды работ

Единица работы

Норма времени в часах

1

2

3

4

^ 1. Учебно-методическая работа

1.
Подготовка к занятиям:






К лекциям по вводимому курсу

1 час

2,0

К лекциям по новому (для преподавателя) курсу

1 час

1,5

К лекциям по читаемому курсу

1 час

1,0

К практическим (семинарским) занятиям

1 час

0,5

К лабораторным работам

1 час

0,25

К выездным занятиям

1 час

2,0

К индивидуальным занятиям по курсовому проекти-рованию (при отсутствии практических занятий)

1 час

0,5

К практическим занятиям по новому для преподавателя курсу

1 час

1,0

К лабораторным занятиям с использованием учебных компьютерных программных модулей

1 час

0,5

Проведение дополнительных консультаций, переэк-заменовок, выполнение студентами пропущенных ла-бораторных занятий под руководством преподавателя.

учеб. год

до 50,0

(по факту)

Проведение текущих групповых консультаций по учебной дисциплине

семестр

5% от числа

лекционных

часов на одну группу

2.

^ Разработка текстов лекций по новому курсу (в электронном виде)

1 час

6,0

3.
Разработка заданий:






На выполнение выпускной квалификационной работы бакалавров и специалистов

1 задание на одну работу

2,0

На выполнение выпускной квалификационной работы магистров

1 задание на одну работу

4,0

На практику, проводимую по индивидуальным планам

1 задание на одного студента




На производственную (учебную) практику

1 задание

0,5

На курсовое проектирование

1 задание

1,0

Для студентов заочного обучения

1 задание

1,5

Для контроля знаний (текущего, промежуточного, остаточного), индивидуальных работ (КР, РГР, рефератов и т.д.), домашних заданий

1 задание

0,5

4.
Написание методических указаний:






Для выполнение выпускной квалификационной работы

1 п.л.

100,0

Для курсового проектирования

1 п.л.

100,0

Для выполнения курсовой работы

1 п.л.

100,0

Для практических занятий

1 п.л.

60,0

Для лабораторных работ

1 п.л.

40,0

Сборников упражнений, задач для самостоятельной работы студентов

1 п.л.

40,0

5.
Переработка методических указаний:






Для выполнения выпускной квалификационной работы

1 п.л.

30,0

Для курсового проектирования

1 п.л.

30,0

Для самостоятельной работы студентов (КР, РГР, рефератов и т.д.)

1 п.л.

30,0

Для практических занятий

1 п.л.

25,0

Сборников упражнений, задач

1 п.л.

25,0

Для лабораторных работ

1 п.л.

20,0

Для проведения практик

1 п.л.

20,0

6.

^ Подготовка к изданию методических указаний по пунктам 4 и 5

1 п.л.

20,0

7.

Разработка:







Рабочих программ по курсу

1 программа

45,0

Рабочих программ по учебной (производственной) практике

1 программа

20,0

Заданий для компьютерного тестирования по оценке знаний студентов

1 тема

150,0

Вопросов для компьютерного контроля знаний студентов

1 вопрос

0,2

Экзаменационных билетов

1 комплект

10,0

Заданий на госэкзамен

1 комплект

50,0

Экзаменационных задач

1 комплект

15,0

8.

Переработка:







Рабочих программ по курсу

1 программа

15,0

Рабочих программ по учебной (производственной)

практике

1 программа

5,0

Заданий для компьютерного тестирования по оценке знаний студентов

1 карта

2,0

Экзаменационных билетов

1 комплект

4,0

Заданий на госэкзамен

1 комплект

20,0

Экзаменационных задач

1 комплект

5,0

9.

^ Разработка и внедрение:







Информационных средств (лекц. демонстраций, плакатов, схем, диапозитивов, фильмов, имитаторов, моделей оборудования)

1 час лекционных занятий

3,0

ТСО в учебный процесс

1 объект

10,0

Новых лабораторных работ

1 работа

100,0

Модернизация действующих лабораторных работ

1 работа

20,0

10.

^ Работа лектора с ассистентами (преподавателями-стажёрами)

Преподавате-ли - стажеры

До 8 часов

в месяц,

но не более

40 часов в год

^ 2. Научно-методическая работа

1.

Выполнение исследований по госбюджетной научно-методической работе (зарегистрированной, с представлением отчета)

учеб. год

до 250,0

(по факту)

2.
Написание






Учебника

1 п.л.

100,0

Учебного пособия (монографии)

1 п.л.

100,0

Работ по методике обучения

1 п.л.

75,0

Проспектов учебников и учебных пособий

1 работа

20,0

Отзывов, рецензий на подготовленную к изданию учебно-методическую литературу

1 стр. текста

0,5

3.
Подготовка к изданию






Учебника

1 п.л.

35,0

Учебного пособия (монографии)

1 п.л.

35,0

4.
Редактирование






Учебника

1 стр. печатн. текста

0,25

Учебного пособия

0,2

Методических указаний

0,1

5.
Разработка






Новых учебных планов по специальности/профилю

1 план

100,0

Учебных компьютерных программных модулей (не менее 100 операторов)

1 модуль

100,0
Электронного учебника, не имеющего печатного аналога
1 учебник

200,0

Электронных слайдов для курса лекций

1 слайд

0,5

Электронного учебника, пособия, не имеющего печатного аналога

1 учебник



Новых средств предъявления информации (технич. средства, анкеты)
1 модуль

150,0

Программы автоматизированного контроля

1 модуль

150,0

Тематических планов занятий

1 занятие

2,0

Стандартов предприятий на методическую документацию

1 работа

100,0

6.

^ Переработка действующего учебного плана по специальности/профилю

1 план

50,0

7.

Проектирование специализированных учебных аудиторий

1 ауд.

100,0

8.
Подготовка сообщения






По научно-методическим публикациям в специальной литературе

1 сообщ.

20,0

На методическом и научном семинарах кафедры

1 сообщ.

8,0

На научно-методической конференции

1 доклад

20,0

^ 3. Организационно-методическая работа

1.
Подготовка материалов и участие






В заседаниях кафедры

учеб. год

24,0

В заседаниях методической комиссии по специальности

учеб. год

30,0

Выполнение фактической работы по заданию председателя методической комиссии

учебн. год

до 200,0

В работе Совета факультета (университета)

учеб. год

20,0

В редакционно-издательском совете университета

учеб. год




Проверочных комиссиях, временных комиссиях, организуемых учеными советами института, факультета, НМС, указаниями ректора

на 1 комиссию

25,0

Проверка других кафедр

1 каф.

25,0

Научно-методических конференциях, семинарах (без выступлений)

одно мероприят.

4,0

Профориентационная работа

учеб. год

10,0

2.
Подготовка и проведение






Семинаров, конференций

1 каф.

до 50,0

Олимпиад со студентами по тематике учебных дисциплин

1 олимп.

до 100,0

Тематических выставок научно-методической литературы

1 выставка

20,0

3.

^ Исполнение обязанностей ответственного на кафедре за:







Учебную работу

учеб. год

80,0

Научную работу

учеб. год

50,0

Методическую работу, в том числе за проведение методического семинара

учеб. год

50,0

Научную работу студентов

учеб. год

20,0

Организацию каждого вида производственной практики

учеб. год

30,0

Дипломное проектирование

учеб. год

30,0

Профориентационную работу

учеб. год

10,0

Связь с выпускниками

учеб. год

10,0

Непредусмотренные настоящим Положением работы

учеб. год

10,0

4.

^ Расчет, составление и оформление документации кафедры







Плана работы кафедры

1 план

20,0

Индивидуальных планов преподавателей

1 план

5,0

Учебной нагрузки

1 год

20,0

Календарного плана по дисциплине

1 план

5,0

5.
Заключение договоров с предприятиями






На производственную (учебную) практику

1 договор

10,0

На распределение выпускников

1 выпускник

10,0

6.

Взаимное посещение занятий

учеб. год

12,0

^ 4. Научно-исследовательская работа

1.

Госбюджетная НИР (не финансируемая)






Выполнение госбюджетной НИР (зарегистрированной), завершаемой отчетом
1 год

до 250,0

Выполнение госбюджетной НИР, завершаемой техническим объектом (машина, модель, стенд)

1 год

до 300,0
Оформление отчета по госбюджетной НИР
1 п.л.

70,0
Руководство госбюджетной НИР
1 год

100,0

2.
Подготовка по результатам НИР






Докторской диссертации

1 работа

до 500,0

Кандидатской диссертации

1 работа

до 300,0

Заявки на изобретение

1 заявка

100,0

Статьи в центральной печати

1 статья

75,0

Тезисов докладов

1 тезис

15,0

Статьи в местном сборнике

1 статья

30,0

Информационного листа

1 работа

20,0

3.

Руководство постоянно-действующим студенческим научным семинаром

1 раз в месяц

до 150,0 в год на кафедру

4.

Переводы научной литературы с иностранного языка

1 стр. текста

10,0

5.

Рецензирование учебников, учебных пособий, научных статей, диссертаций, конкурсных работ

1 стр. рецензируе-мого текста

0,2

6.

Написание отзывов на авторефераты, заявки на изобретения, рацпредложения

1 работа

10,0

7.
Редактирование






Статьи

1 стр. редактируе-мого текста

0,25

Сборника статей

0,25

Сборника тезисов докладов

0,25

8.

Работа







В редколлегиях журналов, редакционных советах по изданию сборников научных трудов

1 день

6,0

В секциях научно-технических и научно-методических советов и комиссий министерств и ведомств

1 день

6,0

В работе специализированных советов

1 день

6,0

9.

^ Подготовка студентов - докладчиков на конференцию







Региональную

1 доклад

30,0

Вузовскую

1 доклад

20,0

10

^ Подготовка студенческих работ на конкурсы (выставки):







- Российские

1 работа

100,0

- Зональные

1 работа

75,0

- Вузовские

1 работа

20,0

^ 5. Внеучебная работа

1.

Работа в качестве куратора группы







на 1 курсе

учеб. год

100,0

на 2 курсе

80,0

на 3 и последующих курсах

50,0

Подготовка и проведение встреч со студентами

одно мероприятие

4,0

Участие в смотрах-конкурсах самодеятельности студентов

1 конкурс

20,0

2.
Проведение экскурсий по университету
1 экскурсия

2,0

Подготовка мероприятий ко дню открытых дверей вуза

1 час

2,0

Организация и проведение внеучебных спортивных мероприятий

1 час

2,0

Участие в прочих мероприятиях со студентами

1 час

1,0

3.

Прохождение курсов повышения квалификации

1 курс

По факту


^ 4. Самостоятельная работа студентов


4.1. Самостоятельная работа студентов (далее – СРС) является составной частью общей трудоёмкости учебной работы по дисциплинам учебного плана специальности. СРС наряду с аудиторными занятиями (далее - A3) входит в общее время, выделенное на изучение дисциплины.

4.2. Формы и методы СРС должны обеспечивать совместно с A3 освоение учебной дисциплины в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

4.3. Кроме СРС студент выполняет самостоятельную работу по другим видам учебной деятельности, предусмотренную учебным планом (подготовка и сдача экзаменов, факультативные занятия, выпускная квалификационная работа и т.п.).

4.4. СРС предусматривает следующие основные виды:

•- выполнение курсовых проектов и курсовых работ, предусмотренных Рабочим учебным планом (К);

•- выполнение расчётно-графических работ; написание рефератов, коллоквиумов, сочинений, эссе и других творческих заданий; выполнение (написание) контрольных работ (Р);

•- текущая работа (Т).

4.5. Под текущей работой понимается:

•- самостоятельное изучение отдельных вопросов программы по указанию преподавателя - 20% от часов лекционных АЗ;

•- самостоятельная работа при подготовке к практическим и лабораторным занятиям - 40% от часов практических и лабораторных АЗ;

•- самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (консультации) - до 10% от часов АЗ.

4.6. Курсовой проект - должен содержать целесообразное в техническом и экономическом отношении решение (инженерное или архитектурно-дизайнерское) по заданной теме.

КП для инженерных специальностей состоит из пояснительной записки (П.З.) с описанием принятых технических решений, подтверждённых расчётами, и графического материала в виде чертежей, выполненных на стандартных листах с соблюдением требований норм ЕСКД с разработкой принятых технических решений в т.ч. узлов, элементов и деталей.

КП для архитектурно-дизайнерских специальностей состоит из пояснительной записки (П.З.) в виде эскизов и набросков и графического материала, выполненного на планшетах или подрамниках, приведённых по объёму к стандартным листам формата А1.

КП для гумманитарно-экономических специальностей состоит из пояснительной записки (П.З.) с описанием принятых решений, подтверждённых соответствующим обоснованием или расчётами, и графического наглядного материала в виде графиков, диаграмм и т.п., выполненных на стандартных листах, эквивалентного формату А1.

Объём и содержание курсового проекта может меняться в зависимости от дисциплины, семестра выполнения (в начальный период обучения или в конце) и кафедры (общая или выпускающая), по которой выполняется проект. Трудоёмкость выполнения КП студентом не должна превышать 40 часов. В соответствии с этим за “стандартный” КП принимается проект, состоящий из пояснительной записки объёмом до 20 страниц машинописного текста и графического материала на листах (планшетах, подрамниках), эквивалентного двум листам формата А1. Для проектов без пояснительной записки или с меньшим объёмом графического материала 20 страниц пояснительной записки может заменяться графическим материалом на листах (планшетах, подрамниках), эквивалентного одному листу формата А1.

4.7. Курсовая работа - должна содержать целесообразное в техническом и экономическом отношении инженерное решение по поставленной задаче. КР состоит из пояснительной записки (объёмом до 40 страниц машинописного текста) с описанием принятых технических решений, подтверждённых расчётами, и рисунков в виде графиков, диаграмм и чертежей, вложенных в текст пояснительной записки.

В состав КР могут быть включены наглядные графические материалы в виде плакатов, объёмом не более одного листа эквивалентного формату А1 с уменьшением объёма пояснительной записки по аналогии с п. 4.6.

4.8. Расчётно-графическая работа (РГР) - включает в себя расчётно-графическое решение определённой задачи. РГР состоит из пояснительной записки объёмом до 20 стр. машинописного текста и рисунков в виде графиков, диаграмм и чертежей, вложенных в текст пояснительной записки.

4.9. Клаузура - короткое (продолжительность 2…4 академических часа) творческое задание в графике или макете, служащее для оценки развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков отражения творческих замыслов.

4.10. Реферат - краткое изложение содержания статьи, книги, исследования в виде доклада (сообщения), представленного в письменном виде объёмом 10÷15 стр. машинописного текста.

4.11. Коллоквиум - форма проверки и оценивания знаний, представляет собой мини-экзамен, проводимый в письменной форме в середине семестра и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене.

Перечень тем лекционного материала, выносимых на коллоквиум, должны быть таковыми, чтобы среднестатистический студент на подготовку к написанию коллоквиума затрачивал не более 7-ми часов.

Задания для проведения коллоквиума составляются таким образом, чтобы среднестатистический студент дал письменный ответ на все вопросы в течение 20÷25 минут. Исходя из этого, составляются вопросы по сложности, и определяется их количество в задании.

При использовании компьютерных средств проверки знаний вместо коллоквиума проводится контрольная работа.

4.12. Сочинение - изложение собственного взгляда (мнения) по существу избранной или назначенной темы, представленный в письменном виде объёмом 10÷15 стр. машинописного текста.

4.13. Эссе - прозаическое небольшого объёма сочинение, трактуемое субъективно и обычно неполно, представленное в письменном виде объёмом 5÷10 стр. машинописного текста.

4.14. Контрольная работа - проверочное задание по темам лабораторно-практических занятий в виде вопросной или тестовой форме, выполняемое как “домашнее задание” или в аудиторные часы (“аудиторное задание”) с использованием компьютерных средств или без них.

При использовании компьютерных средств проверки знаний контрольная работа может проводиться по темам лекционного материала.

Объём задания должен быть таковым, чтобы среднестатистический студент выполнил “домашнее задание” за пять (5) часов, а “аудиторное задание” – за 20÷25 минут.

4.15. Средняя расчётная трудоёмкость учебной деятельности студента на все её виды составляет 54 часа в неделю. Преподавателю необходимо выдавать индивидуальные задания студентам исходя из трудоёмкости выполнения СРС в соответствии с таблицами 3 и 4.

^ Нормативы трудоёмкости

самостоятельной работы студентов по её видам

Таблица 3

№№ п/п

Вид самостоятельной работы

Содержание работы

Объем от количества часов,

1.

^ Текущая работа (Т) - самостоятельная работа по теоретическому курсу

Усвоение лекционного материала, работа студента над вопросами, выносимыми на самостоятельное изучение

^ 20 %

от количества лекционных АЗ

2.

Текущая работа (Т) - самостоятельная работа по лабораторно-практическим занятиям

Подготовка и усвоение содержа-ния лабораторно-практических занятий, оформление и сдача работы преподавателю

^ 40 %

от количества лабораторно-практических АЗ

3.

Текущая работа (Т) - самостоятельная работа студента под руковод-ством преподавателя (консультации)

Консультации студента с препода-вателем по теоретическому курсу, выполнению лабораторных работ, расчётных работ, курсовых работ и т.д.

^ 10 %

от количества АЗ

4.

Самостоятельная работа по видам индивидуальных заданий (К) и контролирующих мероприятий (Р)

Образовательной программой по специальности планируются индивидуальные задания и контролирующие мероприятия по объёму аудиторной и самостоятельной работы студента исходя из бюджета времени на конкретную дисциплину

Остаток времени от часов на СРС за вычетом объёма часов по п.п. 1…3 табл.3



^ Нормативы трудоемкости по видам индивидуальных заданий и контролирующих мероприятий

Таблица 4


№№ п/п

Виды СРС

Трудоёмкость учебной деятельности студента

Норма времени учебной работы ППС

1.

Выполнение КП

40 часов;

3,0 часа

2.

Выполнение КР

30 часа

2,0 часа

3.

Выполнение РГР

20 часов на одно задание

0,6 часа

4.

Выполнение клаузуры

Проводится в рамках аудиторных занятий

0 часов

5.

Написание рефератов, коллоквиумов, сочинений

10 часов на одно задание

0,3 часа

6.

Написание эссе и других творческих заданий

7 часов на одно задание

0,2 часа

7.

Подготовка и написание контрольной работы

7 часов на одну работу

0,2 часа

8.

Подготовка и написание контрольной работы (для студентов заочников)

15 часов на одну работу

0,5 часа


Примечания:

1. Расчётно-графические, расчётные и графические работы могут быть запланированы не более двух в семестр и только при отсутствии в семестре курсовых работ/проектов.

2. Количество рефератов в семестре может быть не более двух в семестре.

3. Остальные виды индивидуальных заданий (по п.п.5…8 табл.4) планируются не более трёх в семестр.

4. Конкретные затраты времени студента по отдельным видам планируются им самостоятельно с необходимой помощью преподавателя-консультанта.

5. Выбор инструментария оформления видов СРС по п. 4.4 настоящего Положения остаётся за студентом. В качестве инструментария могут быть использованы компьютерные программы (текстовые и графические) или традиционные инструменты (карандаш, ручка и т.д. и т.п.).

6. При определении текстового объёма пояснительной записки следует ориентироваться на машинописный текст со следующими требования:



Положение


о нормах времени

для расчёта объёма учебной работы и основные виды

учебно-методической и других работ,

выполняемых профессорско-преподавательским составом

Казанского государственного архитектурно-строительного университета


Редакционно-издательский отдел

Казанского государственного архитектурно-строительного университета

___________________________________________________________________________


Подписано в печать 11 ххххххх 2011 г.

Тираж 100 экз.

Заказ №


Бумага офсетная №1

Печать ризографическая

Формат 60×84 1/16

Усл. печ. листов

Учётн.-изд. листов

etapi-i-fazi-realizacii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-publichnij-doklad.html
etapi-i-sroki-provedeniya-olimpiadi-priem-i-registraciya-konkursnoj-dokumentacii-do-1-aprelya-2012-g.html
etapi-izucheniya-mozga-cheloveka-ot-drevnih-egiptyan-do-vezaliya-kakie-est-podhodi-v-izuchenii-mozga-chto-mi-znaem-i-chego-mi-ne-znaem-o-funkciyah-mozga-kakimi-fun.html
etapi-ocenki-vashego-stilya-virazheniya-emocij-na-lice-uznaj-lzheca-po-virazheniyu-lica.html
etapi-perehoda-na-predostavlenie-uslugi-v-elektronnom-vide-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga.html
etapi-poznaniya-i-forma-voprosa-l-ya-averyanov-pochemu-lyudi-zadayut-voprosi.html
  • college.bystrickaya.ru/1-osnovi-organizacii-finansovogo-uchyota-15-tema-uchyot-osnovnih-sredstv-16.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/a-a-batyaev-o-v-bobkova-n-v-vasilchikova-stranica-26.html
  • doklad.bystrickaya.ru/upravlenie-i-regulirovanie-v-sfere-truda-i-zanyatosti-naseleniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sud-prinyal-reshenie-ne-predyavlyat-soldatu-pogranichniku-obvinenie-v-ubijstve-pai-060905.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-mvd-rf-ot-29-iyunya-2005g-511-voprosi-organizacii-proizvodstva-sudebnih-ekspertiz-v-ekspertno-kriminalisticheskih-podrazdeleniyah-organov-vnutrennih-del-rossijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/chto-takoe-strahovanie-klassifikaciya-vidov-osnovnie-harakteristiki-vidov-strahovaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sudebnaya-ekspertiza-v-grazhdanskom-processe-2.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vvedenie-biblejskie-holmi.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiticheskaya-spravka-gou-sosh-1233-na-15-04-2011.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistemi-telekommunikacii-i-svyazi-chast-12.html
  • nauka.bystrickaya.ru/variant-10-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-metodika-prepodavaniya-matematiki-specialnost-050708.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-g-korolenko-deti-podzemelya-k-paustovskij-kot-voryuga.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-studentov-1-kursa-obuchayushihsya-po-individualnomu-grafiku-pervij-semestr.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-kod-i-nazvanie-po-gos-vpo-specialnost.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/protivopokazaniya-primeneniya-biorezonansnoj-terapii-metodicheskie-rekomendacii-dlya-medicinskogo-pribora-biorezonansnoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-20-kniga-vtoraya-gnev-drakona.html
  • books.bystrickaya.ru/dlya-chego-kompyuteri-obedinyayut-v-seti-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti.html
  • tests.bystrickaya.ru/kratkaya-annotaciya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhizn-i-tvorchestvo-v-v-nabokova.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvodno-foneticheskij-kurs-nemeckogo-yazika-dlya-nachinayushih-i-studentov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/instrukciya-po-ekspluatacii-dannogo-izdeliya-redaktorskoe-vstuplenie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-osnovi-nauchnoj-deyatelnosti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-zashiti-gosudarstvennoj-tajni-zakonodatelnie-i-normativno-pravovie-akti-v-oblasti-zashiti-informacii-i-gosudarstvennoj-tajni.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-kinematicheskij-analiz-fazovih-perehodov-kinematika-fazovih-perehodovv-mehanike-sploshnih-sreda.html
  • write.bystrickaya.ru/glavam-mestnih-administracij-ekstrennie-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-29-sentyabrya-2009-g.html
  • writing.bystrickaya.ru/dlya-detej-besplatno-nedavno-v-bolshom-planetarii-moskvi-sostoyalas-blagotvoritelnaya-akciya-dlya-detej-stradayushih.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-uroka-osnovnie-ponyatiya-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-universitet-sobitiya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/httpwww-phantastike-ru-stranica-12.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-uchebnoj-deyatelnosti-detej-s-narusheniyami-rechi-metodicheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-specialistov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-1-informacionnaya-tehnologiya-prognoza-farmakologicheskoj-aktivnosti-himicheskih-soedinenij-14-00-25-farmakologiya.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-7-vremena-razdeleniya-carstv-domashnee-zadanie-18-lekciya-1-19-kniga-bitie-19-vremena-patriarhov-dopotopnoe.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtor-dokumenta-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-2004-udk-recenzent-docent-kafedri-ekonomiki-i-upravleniya-predpriyatij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsevelikoe-vojsko-donskoe.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-dlya-zapisi-podrobnoe-obsuzhdenie-pokazivaet-chto-oba-eti-usloviya-dva-filosofskih-vvedeniya-v-dvadcat-pervij-vek.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.