.RU

Эссе 4: Кумиры и мифы - Курс Философии и Философии Науки XXI века для студентов физического факультета


Эссе 4: Кумиры и мифы

Одна из библейских заповедей гласит: не сотвори себе кумира. Однако, сколько бы столетий не прошло с тех пор, люди продолжали и продолжают творить и, самое главное, потом верить, в сотворенных ими же кумиров. С течением времени кумир становиться мифом и на долгие годы определяет жизнь человечества. Причем, в качестве мифа (кумира) не обязательно должна выступать сколько-нибудь заметная личность, хотя и она оставляет свой след в истории. Но вот так, чтоб существенно повлиять на ход событий, сменить исторический вектор – для этого больше подходят какие-либо события или идеи, овладевающие массами на много лет. Сюда вполне можно отнести и великую французскую революцию, породившую после себя множество мифов, и русскую революцию (или октябрьский переворот, как сейчас чаще говорят), или нацистский и коммунистический мифы.

Возможно, русские мыслители были одними из первых, кто понял опасность таких, определяющих жизнь и сознание людей, кумиров-мифов, поскольку миф постепенно укореняется в сознании человека, а "для мифического субъекта", - писал Лосев, - миф "есть подлинная жизнь, со всеми надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью." Но вот можно ли совсем обойтись без мифов, есть ли им какая-то альтернатива? Может быть, мифологическому миропониманию возможно противопоставить понимание религиозно-философское, как это попытался сделать Владимир Соловьев? Ведь кумиры, идолы – это иллюзия бессмертия и вечности, в Библии – это символ преходящего, временного. Соловьев писал: "Религия запрещает нам почитать ограниченные предметы вместо бесконечного Божества; такие обожествляемые предметы она осуждает как идолы и служение им как идолопоклонство. Точно так же в нравственной и социально-политической жизни, если частные интересы какой бы то ни было группы людей ставятся на место общего блага и преходящие факты идеализируются и выдаются за вечные принципы, то получаются не настоящие идеалы, а только идолы. И служение этим сословным, национальным и прочим идолам, как и идолам языческих религий, непременно перейдет в безнравственные и кровожадные оргии".

Но что происходит, когда господство одного мифа сменяется другим? На примере России видно, что когда миф о "Царе-Батюшке" который, как писал Семен Франк, был своеобразной и, казалось, незыблемой национально-религиозной основой всего государственного сознания, был разрушен и ему на смену стал приходить миф о свободе-равенстве-братстве, это подтолкнуло людей на борьбу с империей и в итоге привело к гибели Российскую державу. Опасность мифа еще и в том, что миф не знает истории, его время – вечность, он цикличен. Высланный в 1922 г. на Запад русский мыслитель Семен Франк, наблюдая кризис западной культуры, писал: "В довоенное время, в то столь недавнее и столь далекое уже от нас время, которое кажется теперь каким-то невозвратным золотым веком, все мы верили в "культуру" и культурное развитие человечества. Нам казалось, что в мире царит "прогресс", постепенное и непрерывное нравственное и умственное совершенствование человечества, неразрывно связанное с таким же совершенство- ванием его материальной и правовой жизни. Мы восхищались культурой Европы и скорбели о культурной отсталости России. В Европе мы во всем усматривали признаки"культуры": в обилии школ, во всеобщей грамотности, в том, что каждый рабочий и крестьянин читает газеты и интересуется политикой, в твердости конституционно-правового порядка, в уважении власти к правам граждан, в жизненном комфорте, удобстве путей сообщения, в высоком уровне научных знаний, в широкой гласности и чувстве собственного достоинства, в трудолюбии и промышленном богатстве, в общей налаженности и упорядоченности жизни – и еще во многом другом, что было бы слишком долго пересказывать". Спустя примерно полвека этот миф, чуть трансформировавшись, к нам вернулся: не имея, в массе своей, возможности выехать за границу и судя о ней лишь по фильмам и книгам, мы верили, что там, на Западе, настоящая жизнь и свобода, прогресс и безграничный возможности для творческого развития. И вот теперь препятствий больше нет – мы можем ездить и сравнивать. И что же? Как писал все тот же Семен Франк: "Мы идем по красивым, удобным, благоустроенным улицам европейских столиц, которыми мы прежде восторгались, и не понимаем, что в них хорошего: ровная плоскость асфальта, однообразные высокие дома пошлой архитектуры; гудят и мчатся автомобили, развозя праздных жуиров, жадных спекулянтов или озабоченных, духовно пустых "деловых людей"; внутри домов – десятки и сотни одинаковых квартир мещанского уклада, в которых копошится разбитый на семейные ячейки людской муравейник, – чему тут радоваться? Тоска, тоска беспросветная!" Не ту ли ежедневную картину, только еще более удручающую, мы можем теперь наблюдать вокруг себя?!

Поддавшись этому мифу, ориентируясь на западную модель развития и находясь под влиянием экономико-политических мифов, владевших умами отечественных "англосаксов", мы очень быстро стали избавляться от целого культурного слоя, наработанного нашими прежними поколениями. Но только довольно быстро выяснилось, что вера в "их" культуру, как в спасительный кумир, на поверку является таким же мифом, ибо культура не кумир, а явление целостное, избавиться от культуры можно, восстановить ее сложно. Культура – оболочка образованного общества, но она не гарант его существования. Впрочем, подобное уже однажды было и мы наблюдаем очередной цикл. Как когда-то метко заметил в одном из своих сочинений Федор Степун, "любя Европу, мы, "русские европейцы", очевидно любили ее только как прекрасный пейзаж в своем "Петровом окне"; ушел родной подоконник из под локтей – ушло очарование пейзажа".

Итак, верить в кумиры опасно и чревато трагическими историческими ошибками, а безверие порождает лишь хаос и разрушение. Тогда, возможно, правы русские мыслители и отстаивание базовых европейско-христианских ценностей, "защита, - по словам Федотова, - вечной правды личности и ее свободы – прежде всего свободы духа" и является для нас единственной альтернативой крушению нами же созданных кумиров.


Эссе 5: Истина как ценность

Наиболее полное, а соответственно и более точное понятие является наиболее общим. Пытливый ум может привести тысячу примеров в доказательство этого. В первую очередь интересно рассмотреть это понятие в срезе социума, т.е. человеческих отношений. Истина предмета, вещи в обыденной жизни для человека выступает как правда, как достоверные знания, соответствующие совести, справедливости для себя, и в конечном счете трансформирующие в выгоду, прагматизм, которые уже выступают как прямо противоположные вещи к истине.

Истина наиболее полное понятие по сравнению с правдой, а уж тем более, справедливостью. Она, истина, включает в себя и ложь и неправду и несправедливость, как понятия относящиеся к субъективному восприятию мира конкретным человеком. То есть истина для одного будет выступать как правда, а для другого как ложь. Мы можем привести огромное количество примеров в доказательство этого высказывания.

С другой стороны стремление человека к познанию мира выдвигает понятие истины на первый план в деятельности человека, как движителя его развития. Без стремления к истине, развитие человека было бы вообще невозможно. Истина для человека выступает как абсолютная ценность, способствующая движению вперед и развитию человеческой культуры.

И как мы видим в своем становлении и проявлении истина проходит путь в сознании человека от понятия правды к понятию справедливости и понятию совести. Истина выступает во всех этих понятиях и таким образом от объективности переходит в субъективное проявление, отражающая только данный момент развития социума. Как вы могли заметить, здесь постоянно приходится сталкиваться с абсолютным и относительными значениями истины, поэтому будь то в социуме или в природе конечно же существуют абсолютная и относительная истина, как явление, как диалектический метод познания. В природе истина включает вышеуказанные понятия абсолютности и относительности и одновременно выступает и абсолютом и релятивом, но в познавательном процессе разум разделяет эти неразрывные понятия истины на две категории и только так может осознать эти две неразрывные стороны истины. Отсюда мы можем сделать удивительный вывод: только потому что что истина содержит в себе и абсолют и релятив мы вечно будем стремиться к истине и в тоже время использовать уже известные знания, как истину для решения задач социума, начиная от благ прогресса и заканчивая «справедливым» судебным решением. Поэтому истина и ее познание есть абсолютная ценность, позволяющая усомнится в благах прогресса и в справедливости суда, а значит двинутся вперед, развиваться и становится человеком, как индивидом социума.

Но справедливости ради надо сказать, что истина есть производная сущности. Истина как категория социума, нашего сознания. Именно поэтому здесь проявляется релятивизм, дуализм явления, как истина и неистина, правда и ложь, справедливость и несправедливость, совесть и бессовестность, стыд и бесстыдство. Но сущность предмета, вещи не имеет релятива, но в тоже время она в своем движение для нас выступает как явление, во всем многообразие, многогранности и неточности. И только в явлении возникает разделение на абсолютное и относительное. Поэтому сущность более общее понятие включающая в себя истину. Истина есть тот мостик между природой и человеком. Соединяющий и разделяющий человека и природу, делая его человеком, предметом вечно стремящимся к истине и тем самым развивающимся. Развитие в основе которого лежит истина и есть та ценность и сущность человеческой жизни.

Царь Екклесиаст решил познать истину и стал самым богатым, но став самым богатым разочаровался. Богатство это суета, - сказал он. Стал веселится, но и веселье оказалось суетой, и питье вина и любовь к женщинам и еще многое многое другое в жизни человека. Все суета сует, - сказал разуверившийся в жизни Екклесиаст. Только вера в Бога стала истиной для Екклесиаста (Ветхий завет. Книга Екклесиаста).


Эссе 6 (шуточное): Апология трепа

Что есть треп? Разговор о ерунде, может перемежаемый, а может и не перемежаемый более серьезными или более информативными темами. Сколько раз мы слышали жалобы, да и сами говорили: ну совсем ни о чем был разговор, потерянное время. А так ли это? Так ли уж треп, даже без серьезных тем, потерянное время? В чем его польза? Внизу несколько мыслей на тему.


Треп есть наиважнейший способ социального общения. Мы трепемся на работе, в гостях, в клубе и т.п. Треп есть способ ненавязчиво дать знать своим окружающим представление о своем знании, мнении, привычках, пристрастиях и способ узнать соответственно больше о наших собеседниках. Легкость трепа и, зачастую, краткость обсуждения каждой отдельной темы дает возможность мгновенного переключения на следующую тему, если предыдущая оказалась скучной или нежелательной.


Треп дает возможность поднять настроение, как и свое, так и своего собеседника. Собеседники чувствуют свою в каком-то смысле необходимость друг другу, что обычно приятно для нашего Я. Треп - идеальная возможность для шуток, анекдотов и красноречия. Возможность блеснуть своими способностями в этом отношении и дать эту возможность собеседникам. Просто посмеяться.


Совсем неинформативный треп (замечание для тех, кто ценит информацию) встречается не так уж часто. Из чисто светского трепа мы регулярно узнаем про новые идеи и факты, способы обустроить свою жизнь, про новые книги и фильмы, про новых людей, и новые подробности из жизни наших старых знакомых и т.д. Что приводит к нижеследующей мысли.


Одной из важных тем трепа является сплетничанье, то ли в информативном, то ли в критическом ключе. Сплетничанье не только дает нам зачастую важную информацию, но также служит одним из механизмов регуляции социального положения человека в обществе. Сплетничанье также является неформальным способом поддержания морали и традиций в обществе. Эти замечания касаются всех сторон сплетничанья: положительных, отрицательных или нейтральных. К отрицательным сторонам относятся обычно очернение человека и разглашение чужих тайн.

evolyucionnij-metod-sinteza-neprerivno-diskretnih-sistem-upravleniya.html
evolyucionnoe-razvitie-organicheskogo-mira.html
evolyuciya-biosferi-reshenie-zasedaniya.html
evolyuciya-cheloveka-kniga-kanadskogo-avtora-uchebnik-obshej-psihologii-s-osnovami-fiziologii-visshej-nervnoj-deyatelnosti.html
evolyuciya-demografii-v-i-melenchuk-kand-geogr-docent-kafedri-geografii-kaluzhskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo.html
evolyuciya-filosofskih-predstavlenij-o-zhizni-i-smerti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/565-struktura-kursovoj-raboti-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-menedzhmenta-programma-i-metodicheskie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-uchebnikov-dlya-6-kl.html
  • books.bystrickaya.ru/ekspertiza-v-mitnih-organah-chast-2.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zolotoe-kolco.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ekologiya-kod-napravlenie-podgotovki.html
  • crib.bystrickaya.ru/jishnu.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mezhdunarodno-pravovoj-rezhim-mirovogo-okeana-chast-5.html
  • spur.bystrickaya.ru/kogda-lyubov-kniga-4-1.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-vstupaet-v-silu-s-200-g-stranica-5.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-tura-vilet-iz-moskvi-v-19-25-iz-aeroporta-sheremetevo-2-regulyarnij-rejs-aviakompanii-aeroflot-su-535-tip-samolyota-il-96-den1.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-pohod-v-bogemiyu-eta-kniga-v-kotoroj-pokazani-zarozhdenie-osvoboditelnogo-dvizheniya-i-istoriya-osvoboditelnoj.html
  • university.bystrickaya.ru/federalnaya-celevaya-programma-sohranenie-i-vosstanovlenie-plodorodiya-pochv-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya-i-agrolandshaftov-stranica-4.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zapisi-repeticij-stranica-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-stoimosti-predpriyatiya-dlya-konkretnih-celej.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-soderzhit-rekomendatelnij-bibliograficheskij-spisok-vo.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vniz-po-lestnice-temperatur.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-matematike-2011-g.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-filosofii-i-metodologii-istorii-dlya-studentov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-informacionno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-kriminologiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administracii-stranica-8.html
  • write.bystrickaya.ru/f-9-oborudovanie-shvejnogo-proizvodstva-i-osnovi-proektirovaniya-oborudovaniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-4-iskusstvo-kak-yazik-znak-i-znakovaya-sistema-v-hudozhestvennom-proizvedenii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/alimov-v-v-teoriya-perevoda-perevod-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii-3-e-izd-stereotip-stranica-6.html
  • books.bystrickaya.ru/e-ya-basin-stati-ob-iskusstve.html
  • assessments.bystrickaya.ru/denisenko-gv-rossiya-anikeeva-n-e-n-anikeeva.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/o-pozicionnih-cheredovaniyah-v-leksike.html
  • tests.bystrickaya.ru/m-b-rogachev-krovmi-istinu-soblyudshiya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-po-specialnosti-050104-65-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-obshaya-harakteristika-sostoyaniya-rabot-po-formirovaniyu-elektronnogo-pravitelstva-regiona-i-razvitiyu-informacionnogo-obshestva-stranica-12.html
  • college.bystrickaya.ru/12-kinofilm-okonchatelnij-analiz-zhenshina-tretego-tisyacheletiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/internet-reklama-chast-13.html
  • writing.bystrickaya.ru/internacional-gimn.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-konspekt-zanyatiya-po-valeologii-profilaktika-narusheniya-zreniya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/issledovanie-sposobov-vvedeniya-belkovih-komponentov-v-sinteticheskij-poliizopren.html
  • books.bystrickaya.ru/dalenergosbit-novosti-oao-dek-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.