Эссе 4: Кумиры и мифы - Курс Философии и Философии Науки XXI века для студентов физического факультета
.RU

Эссе 4: Кумиры и мифы - Курс Философии и Философии Науки XXI века для студентов физического факультета


Эссе 4: Кумиры и мифы

Одна из библейских заповедей гласит: не сотвори себе кумира. Однако, сколько бы столетий не прошло с тех пор, люди продолжали и продолжают творить и, самое главное, потом верить, в сотворенных ими же кумиров. С течением времени кумир становиться мифом и на долгие годы определяет жизнь человечества. Причем, в качестве мифа (кумира) не обязательно должна выступать сколько-нибудь заметная личность, хотя и она оставляет свой след в истории. Но вот так, чтоб существенно повлиять на ход событий, сменить исторический вектор – для этого больше подходят какие-либо события или идеи, овладевающие массами на много лет. Сюда вполне можно отнести и великую французскую революцию, породившую после себя множество мифов, и русскую революцию (или октябрьский переворот, как сейчас чаще говорят), или нацистский и коммунистический мифы.

Возможно, русские мыслители были одними из первых, кто понял опасность таких, определяющих жизнь и сознание людей, кумиров-мифов, поскольку миф постепенно укореняется в сознании человека, а "для мифического субъекта", - писал Лосев, - миф "есть подлинная жизнь, со всеми надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью." Но вот можно ли совсем обойтись без мифов, есть ли им какая-то альтернатива? Может быть, мифологическому миропониманию возможно противопоставить понимание религиозно-философское, как это попытался сделать Владимир Соловьев? Ведь кумиры, идолы – это иллюзия бессмертия и вечности, в Библии – это символ преходящего, временного. Соловьев писал: "Религия запрещает нам почитать ограниченные предметы вместо бесконечного Божества; такие обожествляемые предметы она осуждает как идолы и служение им как идолопоклонство. Точно так же в нравственной и социально-политической жизни, если частные интересы какой бы то ни было группы людей ставятся на место общего блага и преходящие факты идеализируются и выдаются за вечные принципы, то получаются не настоящие идеалы, а только идолы. И служение этим сословным, национальным и прочим идолам, как и идолам языческих религий, непременно перейдет в безнравственные и кровожадные оргии".

Но что происходит, когда господство одного мифа сменяется другим? На примере России видно, что когда миф о "Царе-Батюшке" который, как писал Семен Франк, был своеобразной и, казалось, незыблемой национально-религиозной основой всего государственного сознания, был разрушен и ему на смену стал приходить миф о свободе-равенстве-братстве, это подтолкнуло людей на борьбу с империей и в итоге привело к гибели Российскую державу. Опасность мифа еще и в том, что миф не знает истории, его время – вечность, он цикличен. Высланный в 1922 г. на Запад русский мыслитель Семен Франк, наблюдая кризис западной культуры, писал: "В довоенное время, в то столь недавнее и столь далекое уже от нас время, которое кажется теперь каким-то невозвратным золотым веком, все мы верили в "культуру" и культурное развитие человечества. Нам казалось, что в мире царит "прогресс", постепенное и непрерывное нравственное и умственное совершенствование человечества, неразрывно связанное с таким же совершенство- ванием его материальной и правовой жизни. Мы восхищались культурой Европы и скорбели о культурной отсталости России. В Европе мы во всем усматривали признаки"культуры": в обилии школ, во всеобщей грамотности, в том, что каждый рабочий и крестьянин читает газеты и интересуется политикой, в твердости конституционно-правового порядка, в уважении власти к правам граждан, в жизненном комфорте, удобстве путей сообщения, в высоком уровне научных знаний, в широкой гласности и чувстве собственного достоинства, в трудолюбии и промышленном богатстве, в общей налаженности и упорядоченности жизни – и еще во многом другом, что было бы слишком долго пересказывать". Спустя примерно полвека этот миф, чуть трансформировавшись, к нам вернулся: не имея, в массе своей, возможности выехать за границу и судя о ней лишь по фильмам и книгам, мы верили, что там, на Западе, настоящая жизнь и свобода, прогресс и безграничный возможности для творческого развития. И вот теперь препятствий больше нет – мы можем ездить и сравнивать. И что же? Как писал все тот же Семен Франк: "Мы идем по красивым, удобным, благоустроенным улицам европейских столиц, которыми мы прежде восторгались, и не понимаем, что в них хорошего: ровная плоскость асфальта, однообразные высокие дома пошлой архитектуры; гудят и мчатся автомобили, развозя праздных жуиров, жадных спекулянтов или озабоченных, духовно пустых "деловых людей"; внутри домов – десятки и сотни одинаковых квартир мещанского уклада, в которых копошится разбитый на семейные ячейки людской муравейник, – чему тут радоваться? Тоска, тоска беспросветная!" Не ту ли ежедневную картину, только еще более удручающую, мы можем теперь наблюдать вокруг себя?!

Поддавшись этому мифу, ориентируясь на западную модель развития и находясь под влиянием экономико-политических мифов, владевших умами отечественных "англосаксов", мы очень быстро стали избавляться от целого культурного слоя, наработанного нашими прежними поколениями. Но только довольно быстро выяснилось, что вера в "их" культуру, как в спасительный кумир, на поверку является таким же мифом, ибо культура не кумир, а явление целостное, избавиться от культуры можно, восстановить ее сложно. Культура – оболочка образованного общества, но она не гарант его существования. Впрочем, подобное уже однажды было и мы наблюдаем очередной цикл. Как когда-то метко заметил в одном из своих сочинений Федор Степун, "любя Европу, мы, "русские европейцы", очевидно любили ее только как прекрасный пейзаж в своем "Петровом окне"; ушел родной подоконник из под локтей – ушло очарование пейзажа".

Итак, верить в кумиры опасно и чревато трагическими историческими ошибками, а безверие порождает лишь хаос и разрушение. Тогда, возможно, правы русские мыслители и отстаивание базовых европейско-христианских ценностей, "защита, - по словам Федотова, - вечной правды личности и ее свободы – прежде всего свободы духа" и является для нас единственной альтернативой крушению нами же созданных кумиров.


Эссе 5: Истина как ценность

Наиболее полное, а соответственно и более точное понятие является наиболее общим. Пытливый ум может привести тысячу примеров в доказательство этого. В первую очередь интересно рассмотреть это понятие в срезе социума, т.е. человеческих отношений. Истина предмета, вещи в обыденной жизни для человека выступает как правда, как достоверные знания, соответствующие совести, справедливости для себя, и в конечном счете трансформирующие в выгоду, прагматизм, которые уже выступают как прямо противоположные вещи к истине.

Истина наиболее полное понятие по сравнению с правдой, а уж тем более, справедливостью. Она, истина, включает в себя и ложь и неправду и несправедливость, как понятия относящиеся к субъективному восприятию мира конкретным человеком. То есть истина для одного будет выступать как правда, а для другого как ложь. Мы можем привести огромное количество примеров в доказательство этого высказывания.

С другой стороны стремление человека к познанию мира выдвигает понятие истины на первый план в деятельности человека, как движителя его развития. Без стремления к истине, развитие человека было бы вообще невозможно. Истина для человека выступает как абсолютная ценность, способствующая движению вперед и развитию человеческой культуры.

И как мы видим в своем становлении и проявлении истина проходит путь в сознании человека от понятия правды к понятию справедливости и понятию совести. Истина выступает во всех этих понятиях и таким образом от объективности переходит в субъективное проявление, отражающая только данный момент развития социума. Как вы могли заметить, здесь постоянно приходится сталкиваться с абсолютным и относительными значениями истины, поэтому будь то в социуме или в природе конечно же существуют абсолютная и относительная истина, как явление, как диалектический метод познания. В природе истина включает вышеуказанные понятия абсолютности и относительности и одновременно выступает и абсолютом и релятивом, но в познавательном процессе разум разделяет эти неразрывные понятия истины на две категории и только так может осознать эти две неразрывные стороны истины. Отсюда мы можем сделать удивительный вывод: только потому что что истина содержит в себе и абсолют и релятив мы вечно будем стремиться к истине и в тоже время использовать уже известные знания, как истину для решения задач социума, начиная от благ прогресса и заканчивая «справедливым» судебным решением. Поэтому истина и ее познание есть абсолютная ценность, позволяющая усомнится в благах прогресса и в справедливости суда, а значит двинутся вперед, развиваться и становится человеком, как индивидом социума.

Но справедливости ради надо сказать, что истина есть производная сущности. Истина как категория социума, нашего сознания. Именно поэтому здесь проявляется релятивизм, дуализм явления, как истина и неистина, правда и ложь, справедливость и несправедливость, совесть и бессовестность, стыд и бесстыдство. Но сущность предмета, вещи не имеет релятива, но в тоже время она в своем движение для нас выступает как явление, во всем многообразие, многогранности и неточности. И только в явлении возникает разделение на абсолютное и относительное. Поэтому сущность более общее понятие включающая в себя истину. Истина есть тот мостик между природой и человеком. Соединяющий и разделяющий человека и природу, делая его человеком, предметом вечно стремящимся к истине и тем самым развивающимся. Развитие в основе которого лежит истина и есть та ценность и сущность человеческой жизни.

Царь Екклесиаст решил познать истину и стал самым богатым, но став самым богатым разочаровался. Богатство это суета, - сказал он. Стал веселится, но и веселье оказалось суетой, и питье вина и любовь к женщинам и еще многое многое другое в жизни человека. Все суета сует, - сказал разуверившийся в жизни Екклесиаст. Только вера в Бога стала истиной для Екклесиаста (Ветхий завет. Книга Екклесиаста).


Эссе 6 (шуточное): Апология трепа

Что есть треп? Разговор о ерунде, может перемежаемый, а может и не перемежаемый более серьезными или более информативными темами. Сколько раз мы слышали жалобы, да и сами говорили: ну совсем ни о чем был разговор, потерянное время. А так ли это? Так ли уж треп, даже без серьезных тем, потерянное время? В чем его польза? Внизу несколько мыслей на тему.


Треп есть наиважнейший способ социального общения. Мы трепемся на работе, в гостях, в клубе и т.п. Треп есть способ ненавязчиво дать знать своим окружающим представление о своем знании, мнении, привычках, пристрастиях и способ узнать соответственно больше о наших собеседниках. Легкость трепа и, зачастую, краткость обсуждения каждой отдельной темы дает возможность мгновенного переключения на следующую тему, если предыдущая оказалась скучной или нежелательной.


Треп дает возможность поднять настроение, как и свое, так и своего собеседника. Собеседники чувствуют свою в каком-то смысле необходимость друг другу, что обычно приятно для нашего Я. Треп - идеальная возможность для шуток, анекдотов и красноречия. Возможность блеснуть своими способностями в этом отношении и дать эту возможность собеседникам. Просто посмеяться.


Совсем неинформативный треп (замечание для тех, кто ценит информацию) встречается не так уж часто. Из чисто светского трепа мы регулярно узнаем про новые идеи и факты, способы обустроить свою жизнь, про новые книги и фильмы, про новых людей, и новые подробности из жизни наших старых знакомых и т.д. Что приводит к нижеследующей мысли.


Одной из важных тем трепа является сплетничанье, то ли в информативном, то ли в критическом ключе. Сплетничанье не только дает нам зачастую важную информацию, но также служит одним из механизмов регуляции социального положения человека в обществе. Сплетничанье также является неформальным способом поддержания морали и традиций в обществе. Эти замечания касаются всех сторон сплетничанья: положительных, отрицательных или нейтральных. К отрицательным сторонам относятся обычно очернение человека и разглашение чужих тайн.

evolyucionnij-metod-sinteza-neprerivno-diskretnih-sistem-upravleniya.html
evolyucionnoe-razvitie-organicheskogo-mira.html
evolyuciya-biosferi-reshenie-zasedaniya.html
evolyuciya-cheloveka-kniga-kanadskogo-avtora-uchebnik-obshej-psihologii-s-osnovami-fiziologii-visshej-nervnoj-deyatelnosti.html
evolyuciya-demografii-v-i-melenchuk-kand-geogr-docent-kafedri-geografii-kaluzhskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo.html
evolyuciya-filosofskih-predstavlenij-o-zhizni-i-smerti.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-metodika-resheniya-raschetnih-himicheskih-zadach-kurs-lekcij-elektronnij-uchebnik-dlya-studentov-pedagogicheskih.html
  • holiday.bystrickaya.ru/multikulturalizm-v-britanii-oborotnaya-storona-e-v-drozhzhina-velikobritaniya-pered-vseobshimi-viborami-2010-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-grazhdanam-rossijskoj-federacii-na-territorii-tverskoj-oblasti-besplatnoj-medicinskoj-pomoshi-na-2012-god-pasport-stranica-13.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktikum-po-discipline-menedzhment-v-agropromishlennom-komplekse-dlya-studentov-starshih-kursov-obuchayushihsya-na-stranica-7.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-harakter-i-kultura-anton-semenovich-makarenko.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-10obrabotka-liternih-velichin-na-yazike-turbopaskal.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-issledovaniya-na-zaklyuchyonnih-rekomendacii-prednaznacheni-dlya-chlenov-komitetov-po-etike-klinicheskih-issledovatelej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/25-poryadok-zashiti-diplomnogo-proekta-moskovskij-gosudarstvennij-oblastnoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/narodnaya-medicina-narodnoe-celitelstvo-v-v-konovalov-sovsem-drugaya-medicina.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sluzhebnie-zapiski-rasporyazheniya-instrukcii-i-drugie-vnutrennie-dokumenti-kompanii.html
  • college.bystrickaya.ru/1-ocherednaya-antistalinskaya-kampaniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-obshie-svedeniya-o-konkurse-a-yu-konkov-glavnij-inzhener-zamestitel-generalnogo-direktora.html
  • education.bystrickaya.ru/23-metodika-razvitiya-mediakulturimediakompetentnosti-starsheklassnikov-na-materiale-kinopressi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-spektaklya-dyujmovochka.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-2-antichnaya-filosofiya-miletskaya-shkola-pifagor-i-pifagorejci-geraklit-parmenid-atomisti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-nati-sanni-p-drezhel-tbr-zhne-oni-asietter.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vekselya-chast-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskaya-gorodskaya-pedagogicheskaya-gimnaziya-laboratoriya-referat-na-temu-ivan-groznij-tiran-ili-svyatoj.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/monitoring-i-upravlenie-portfelem-cennih-bumag.html
  • lesson.bystrickaya.ru/plan--1gosudarstvennie-organi-upravleniya-v-oblasti-bzhd-konspekt-lekcij-po-discipline-bezopasnost-zhiznedeyatelnosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/6socialno-politicheskie-mehanizmi-ustojchivogo-razvitiya-nacionalnaya-strategiya-ustojchivogo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizacionno-metodicheskie-ukazaniya-v-m-shulyatev-nesterovskij-d-i-n561-basketbol-teoriya-i-metodika-obucheniya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-19-posluzhnoj-spisok-pa-izhorina-ot-aprelya-1738-g-petrus-magnus-i-ego-administratori-vstupitelnie-zametki.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-ustanovka-freebsd-rukovodstvo-freebsd.html
  • reading.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-srok-ispolne-niya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/den-vtoroj-veliki-tvoi-tvoreniya-o-gospodi-skol-grandiozni-tvoi-zamisli-psalmi-92-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenieo-federalnoj-gosudarstvennoj-informacionnoj-sisteme-edinij-portal-gosudarstvennih-i-municipalnih-uslug-funkcijutv-postanovleniem-pravitelstva-rf-ot-24-oktyabrya-2011gn861.html
  • grade.bystrickaya.ru/mihail-horosho-tebe-a-u-menya-eshe-eta-durackaya-repeticiya-lebedinogo-ozera-tatyana-.html
  • urok.bystrickaya.ru/probegayut-goda-i-veka-nad-zemlej-i-zaoblachnoj-kazhutsya-skazkoj-orden-lva-ili-orden-marii-svyatoj-slavnij-ricarskij-orden-podvyazki.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-ekonomicheskih-uchenij-shpargalka-stranica-2.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodi-regulirovaniya-deyatelnosti-kommercheskih-bankov-chast-6.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sobranie-dostopamyatnih-svedenij-perevod.html
  • credit.bystrickaya.ru/ooo-adidas-priglashaet-na-dolzhnost.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-izdaetsya-v-avtorskoj-redakture-stranica-14.html
  • klass.bystrickaya.ru/artikl-the-article-imya-sushestvitelnoe-the-noun.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.