Есть ли у депутата грудь? - На эти и другие вопросы в ходе "горячей линии" ответят гости газеты "Известия"
.RU

Есть ли у депутата грудь? - На эти и другие вопросы в ходе "горячей линии" ответят гости газеты "Известия"



Есть ли у депутата грудь?

(«Известия» 28.11.2006)

^ ОЛЬГА Бакушинская

Посчастливилось мне работать с одним забавным государственником. И однажды уж совсем «посчастливилось» оказаться с ним на одной встрече журналистов с Путиным. Коллега сел от президента по правую руку и задал вопрос: «Владимир Владимирович, ну как же нам все-таки уложить наших женщин в родильные койки?!» В глазах была тоска, руки бес­покойно бегали по поверхности стола. Видимо, это было давно выстраданное. Как уложить в койку... М-да... Гм...

Ну да Бог с ним, с вопросом, меня дру­гое поразило. То, что мнение «глупой курицы» («машины для деторождения», «телки», «бабы», «овцы») не учитывалось в принципе. Следовало придумать некий «педагогический фокус», чтобы зомбиро­вать контингент и заставить рожать.

Идея «педагогического фокуса» долго варилась в головах умнейшей части обще­ства, чтобы наконец вылиться в поправки к закону, выдвинутые депутатом Круго­вым и поддержанные депутатом Лаховой, у которой, надо заметить, не первый раз все в порядке с логикой. Решив прервать беременность, женщина должна привести в медицинское учреждение мужа, чтобы глава семьи письменно подтвердил свое согласие. А уж коли согласия господина не будет, а аборт будет сделан, то сажать. Пока только врача.

Кроме того, Крутов считает, что нару­шаются «права мужчин, которые имеют непосредственное отношение к созданию новой жизни».

Это правда. Имеют. Одно неосторож­ное движение — и ты отец. Теперь вни­мательно следите за мыслью. У каждого пола есть свои, совершенно особенные преимущества. К сожалению, преиму­щества почти всегда предполагают ответс­твенность.

Именно женщина носит ребенка внутрг организма 9 месяцев. Иногда с риском для здоровья и жизни. Именно она потом рожает. Кормит грудью (понятно, что Крутов не рожал ничего, кроме законодательных инициатив и антисемитских писем, но пробовал ли он хотя бы подо­ить корову? А ведь тут себя приходится...). Сплошь и рядом женщина ребенка пол­ностью содержит материально. Ее, так сказать, вклад в процесс все-таки несрав­ним со вкладом мужским. Именно поэ­тому женщина решает — рожать или не рожать. Решает даже тогда, когда ей зако­нодательно запрещают аборты. Гибнет в руках подпольного абортмахера, а все равно решает сама. И вы уж поверьте, что решение нормальной женщины выстра­дано и выплакано. И еще, как правило, это результат не злой воли, а социальной незащищенности и мужской безответс­твенности. Что-то я не слышала о приме­рах, когда жена шла делать аборт, а муж ложился поперек порога. Характерна дру­гая ситуация: «Ну что ты пищишь, дурочка. Почистилась —и все в порядке»...

С этой законодательной инициативен я логично пошла к ее субъекту — мужу Говорю: «Ответь мне с точки зрения чело века, а не глупой женщины, что делать, если у дамы нет мужа? У кого спрашивать разрешения, если благородный отец заде­лал ребенка, уехал на Занзибар и забыл дома мобильный? Или вот другой при­мер—муж проявил «непосредственное I отношение» и запил на месяц. В России это случается. Безусловно, его надо доста­вить в медицинское учреждение, но сов­сем не туда, куда предлагает Крутов... Или, ну представь, порочное существо женс­кого пола занималось свингерством... «Групповуха» была, короче... Ей в женскую консультацию всех «отцов» приводить или оставлено право выбора жертвы?»

Муж, глядя на футбол в телевизоре, отвечает: «Ты чего от меня хочешь?» — «Слушай, а "если женщина замужем за одним, а беременна от другого? Что делать?»—«Убить ее, мерзавку». —«А если серьезно?» — «Если серьезно, то идиотов в стране много развелось».

С этим вердиктом русского мужчины я не могу не согласиться. Я вообще всегда с мужем соглашаюсь.






^ ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА





Сбой в Схеме

Что стоит за коррупционным скандалом в Фонде обязательного медицинского страхования?


(«Итоги» № 48/06)

^ Григорий Санин, Наталья Кириллова

Громкий коррупционный скандал и аресты в Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС) не дают ответа на главный вопрос: каким образом в бурно реформируемой отрасли, работающей на один из приоритетных национальных проектов, могла возникнуть разветвленная коррупционная система, размеры и мощь которой следствию лишь предстоит установить. "Итоги" попытались провести свое собственное расследование...

^ Дом, который построил ФОМС

Скандал в ФОМС назревал давно. Первый тревожный звонок для подчиненных Михаила Зурабова прозвучал больше года назад. Тогда глава Счетной палаты России Сергей Степашин выступил с громким заявлением: дескать, его ведомству хорошо известны те лица и структуры, благодаря которым цены на лекарства взлетают до небес. Главный контролер страны пообещал предоставить развернутый доклад по этому вопросу лично президенту России. Однако, как говорят ревизоры, даже после столь внятной угрозы теневая схема продолжала работать. Почему? Да потому, что отключить ее было уже невозможно. "Серая" и "белая" стороны этого бизнеса настолько срослись, что немедленное свертывание коррупционной компоненты грозило параличом и легальной части системы. Все материалы уголовного дела являются закрытыми для прессы, однако общий принцип работы коррупционного механизма в ФОМС понятен. Для удобства в дальнейшем мы будем называть его коротко - Схема.

Существует общепринятая процедура, согласно которой ежегодно государство закладывает в бюджет системы здравоохранения дополнительные средства на программу лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Эту часть бюджетного пирога ФОМС делит между уполномоченными дистрибьюторскими компаниями. Они закупают лекарства у отечественных и зарубежных производителей по утвержденному фондом списку, а потом перепродают их государству. Вопрос, по какой цене: по минимальной или по "специальной"? Ведь, к примеру, можно искусственно завысить оптовую стоимость препаратов, а прибыль поделить между заинтересованными бизнесменами и чиновниками. Эта Схема так и работала: уполномоченные фондом компании продавали государству медпрепараты для льготников по цене, которая порой вдвое превышала рыночную. В чьи именно карманы шла эта разница, сейчас азартно выясняет следствие. И для того, чтобы внятно ответить на этот вопрос, оперативникам придется буквально с лупой в руках исследовать финансовую отчетность компаний, которые были задействованы в программе поставок лекарств. Нельзя исключать, что в ходе следствия документально подтвердится прямая связь между должностными лицами ФОМС и менеджментом уполномоченных компаний. О косвенной их связи говорят некоторые факты: так, согласно отчету аудиторов СП, в 2005 году заказ на поставку лекарственных средств для льготных категорий граждан за счет денег федерального бюджета был размещен без проведения надлежащего конкурса. В результате одна из уполномоченных компаний получила "на откуп" 29 российских регионов, а другая - 24. Знающие люди утверждают, что при таких объемах бюджетных отчислений сумма "отката" должна быть не менее 25 процентов. Более того, представители одной из аудиторских компаний, по просьбе "Итогов" внимательно изучившие схему работы ФОМС, пришли к выводу, что эта структура по сути является весьма странным буфером между Минфином, выделявшим согласно решению правительства бюджетные средства на закупку льготных лекарств, и организациями-получателями. То есть без "диспетчерских услуг" ФОМС, по крайней мере на этапе распределения бюджетных средств, вполне можно было бы обойтись. "Если бы речь шла о чистом бизнесе, появление такой "прокладки" стало бы просто невозможным изначально, - заявил один из специалистов. - Коммерческие структуры, заказывающие аудит, именно от таких совершенно бесполезных и непрозрачных "ступеней" спешат избавиться в первую очередь".

^ В начале славных дел

Нужно сказать, что Схема, которую сегодня Генпрокуратура и Счетная палата демонтируют буквально по винтикам, возникла не сегодня и не вчера. В этой истории цепочка грязных следов тянется к началу 90-х годов, когда на наш рынок в массовом порядке начали приходить иностранные производители. Перед тем как ринуться в бой, педантичные иностранцы изучали "поляну": какую нишу занять, кого из отечественных производителей подвинуть? Но главное, как заставить россиянина, привыкшего покупать, к примеру, отечественный аспирин за десять копеек, брать заграничный аналог, который стоил во много раз дороже? Способ имелся: можно было попытаться включить свой препарат в региональный формуляр - специальный список лекарств, официально рекомендованных к применению. На его основании и производятся госзакупки. Сделать это может чиновник, либо составляющий, либо визирующий подобные списки. Таких чиновников искали и, как правило, находили. Однако включить препарат в такой список - полдела. Ведь внутри списка между товарами от разных производителей тоже ведется конкурентная борьба. Чтобы выжить в ней, приходится искать другого, более мелкого чиновника, в компетенции которого непосредственные заказы и закупки конкретных препаратов. Так, постепенно спускаясь к основанию пирамиды, фирмачам приходилось "кормить" многих, вплоть до главврачей больниц. Следует сказать, что не все иностранцы, столкнувшись с нашими расейскими реалиями, согласились вести бизнес теневым образом. Ведь в отличие от наших чиновников, которые не платят налоги с взяток, западники должны были отчитываться перед своими штаб-квартирами за "кэш", который оседал в российских карманах. По какой статье расходов проводить эти средства? И как планировать затраты, коль размер "смазки" зависел лишь от аппетитов конкретного чиновника? Необходимо было сделать бизнес более предсказуемым, придав ему по возможности легальный вид. И выход обнаружился - достаточно было найти коррумпированную компанию - дистрибьютора лекарств, действующую в сговоре и с чиновниками, и с производителями препаратов. "Такие компании действительно создавались, конечно, под крылышком чиновников, - говорит осведомленный источник, близкий к фармацевтическому рынку. - Бизнес регистрировали на брата, свата, жену, но партнеры прекрасно понимали, что компания работает в тесной связке с людьми, принимающими решения. Это облегчало ситуацию: деньги можно было нести, как говорится, в "одно окно". Но имелись и узкие места: в каждом регионе госзакупки лекарств производились самостоятельно, а поэтому работу по продвижению препаратов каждый раз приходилось начинать чуть ли не заново. К тому же, "сталкиваясь лбами" в регионах, разные компании все равно вынуждены были держать конкурентоспособный уровень цен - рыночный механизм не позволял задирать их до небес.

^ Рождение Схемы

"Серый" бизнес бурно развивался, но уже скоро логика процесса привела его идеологов к простой мысли: необходимо оптимизировать механизм, замкнув его на всю страну, чтобы закупки лекарств осуществлялись централизованно. Это дало бы возможность не только эффективно продвигать нужные лекарства от нужных производителей, но и держать высокие цены при госзакупках. Таким "мегапроектом" и стала, по сути, система дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), запущенная в 2005 году. С этого момента можно говорить о рождении Схемы с большой буквы. "Система замкнулась, - говорит наш источник в фармакологической отрасли. - Сейчас рынок ДЛО фактически поделили между собой несколько крупнейших дистрибьюторских компаний. У них единый покупатель - ФОМС, обеспечивающий льготными лекарствами всю страну, и единый заказчик, Минздравсоцразвития". Административный ресурс этих китов очевиден: ни одна компания в обход "триумвирата" сегодня не может выйти на рынок ДЛО со своими препаратами - ей просто не дадут авторизации. Производители лекарств на этом рынке ходят, что называется, по струнке. Ведь фактические хозяева рынка ДЛО имеют мощный финансовый ресурс - право длительных отсрочек по платежам. Это значит, что они могут по своему разумению наказать или поощрить отдельных производителей лекарств. Ведь для российских компаний с их дефицитом оборотных средств, в отличие от зарубежных гигантов, многомесячные отсрочки платежей могут означать фактическое разорение. Знающие люди утверждают, что Схему придумал и воплотил в жизнь крупный российский бизнесмен, имеющий прямое отношение к отрасли и набравший ныне немалый политический вес.

Как Схема работала на практике? Все начиналось еще на уровне организации тендера на поставки лекарств льготникам. По закону торги должны быть только конкурсными, дабы соотношение цена - качество было оптимальным. Смотришь, вроде бы и тендеры проводятся, и лекарства закупаются по минимальным оптовым ценам, но дьявол, как всегда, таится в деталях. "При внимательном рассмотрении цены вовсе не были минимальными, - говорит наш собеседник. - Просто производитель лекарств по сговору с дистрибьютором указывал в своем контракте с ним заведомо завышенную цену". В результате и возникла та памятная ситуация, когда оптовые цены на некоторые лекарства, поступающие льготникам в огромных объемах по программе ДЛО, вдруг оказались выше, чем розничные цены в аптеках. Такое "чудо" экономически никак не объяснишь, ведь любая компания при увеличении объема закупок дает немалые оптовые скидки. В дальнейшем, правда, Схема действовала осторожнее и "плечо цен" старалась не задирать - более дешевые препараты просто убрали из розницы. Однако если сравнить цены, по которым некоторые производители инсулина импортировали это лекарство в Россию пять лет назад, с теми ценами, которые фигурируют ныне в прайс-листах ДЛО, будет заметна существенная разница "в плюс", хотя объемы оптовых закупок лишь увеличились. Естественно, весь полученный навар потом возвращался к дистрибьютору. Из этого нелегального дохода, судя по всему, и платились взятки чиновникам. Конечно, иностранные компании привыкли к прозрачным способам ведения бизнеса и долго сопротивлялись навязанным условиям. Но потом некоторым (наш источник знает с десяток подобных фирм) пришлось сдаться и подключиться к нелегальным схемам. При этом наши информаторы уверены: та часть денежного "отката", которая предназначалась владельцам Схемы, даже не пересекала границ РФ, оседая на специально открытых зарубежных счетах. Кстати, по их мнению, западные штаб-квартиры вряд ли были осведомлены о методах ведения бизнеса, которые практиковали их российские представительства. Так что в ближайшее время на этой почве может грянуть еще одна серия громких скандалов.

^ Пошла гулять губерния

...Дальше в игру вступали регионы. "Здесь тоже была своя механика, - утверждает наш источник, - региональные ФОМС запрашивали у федерального фонда дополнительные средства на выравнивание бюджета ОМС. И тут же подключалась Схема: люди, держащие в своих руках все коррупционные ниточки, "консультировали" чиновников ФОМС, кому дать деньги, а кому не дать, в зависимости от того, включена ли данная территория в сферу их интересов". Регион, лояльный Схеме, получал все нужные средства, ведь эти деньги вскоре возвращались московским "боссам" в качестве оплаты за заказы. Парадокс: заказываемые в Москве препараты регионы могли купить где угодно и гораздо дешевле. Но чиновники, повязанные со Схемой, обязаны были работать только с определенными компаниями. И тут начинался беспредел: запрошенных лекарств в наличии часто не оказывалось, и, как выразился наш собеседник, "мы отправляли в регионы что попало, в том числе и препараты с истекающим сроком годности, которые на коммерческом рынке уже не продашь". Откуда они брались? Якобы дистрибьюторы скупали у производителей лекарства с истекающим сроком годности практически "на вес", а поставляли их медучреждениям по цене обычных препаратов. Прибыль в этом случае могла достигать 800 процентов. А больницы, которым вроде бы сполна выделили деньги на данную номенклатуру лекарств, были вынуждены втихую докупать необходимое за деньги из других источников или просить больных купить лекарства в аптеке самостоятельно.

Иногда Схема действовала тоньше. Например, на региональный тендер выходили две разные компании, но... с одними и теми же учредителями. Результат "честной" борьбы был предсказуем: субвенция выколачивается - субвенция приходит - под нее составляются заказы - идет товар. Впрочем, отмечает наш собеседник, к чести некоторых регионов, они так и не прогнулись под кабальные условия владельцев Схемы. С ней, например, отказались работать несколько крупных регионов. Но зато работали другиеЙ
Доколе?!

Остается спросить: мог ли такой беспредел твориться без ведома руководства Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Минздравсоцразвития? Говорят, что Андрей Таранов много раз пытался уйти в отставку со своей должности. Почему не ушел? Наверное, найти выход из Схемы также трудно, как и вход. Мы не будем гадать, был ли посвящен во все это Михаил Зурабов. Наши собеседники считают, что скорее всего нет. "Собственные амбиции сыграли с министром злую шутку, - считает один из них. - Похоже, что увлеченный идеей реформирования здравоохранения, замкнув все ресурсы управления на себе, собираясь провести красивую показательную кампанию, он не мог или не хотел видеть частностей: тех недостойных игр, которые вели близкие ему люди и партнеры по бизнесу. Самое грустное, что Схема зачастую прикрывалась именем и авторитетом министра, будучи уверенной, что этот человек с запредельным админресурсом в случае чего погасит любой скандал".

Возможно, так и было бы, однако программа ДЛО, которая нацелена на самых незащищенных граждан страны, нуждающихся в очень дорогом и длительном лечении, не вынесла аппетитов Схемы и затрещала по всем швам. Многие отечественные производители, участвующие в системе ДЛО, оказались на грани банкротства - многомесячные отсрочки платежей подкосили отечественную фармацевтическую отрасль. Началом коррупционного скандала стало письмо российских производителей лекарств в прокуратуру, где они просили разобраться с ситуацией, сложившейся на рынке ДЛО. Разберутся ли? Ведь пока неизвестно, как далеко забросила Схема свои щупальца.


^ Снимут ли Михаила Зурабова?


(«Власть» № 47/06)


В результате проверки в Фонде обязательного медицинского страхования в России разгорелся крупнейший за последнее время коррупционный скандал. Идея создания фонда принадлежит министру Михаилу Зурабову, а арестованный руководитель фонда Андрей Таранов был партнером Зурабова по бизнесу.

Леонид Рокецкий, член Совета федерации, бывший губернатор Тюменской области. Снимут одного -- поставят другого. При той системе, которая есть в министерстве, меньше воровать не будут. Нельзя, чтобы одно министерство занималось здоровьем, лекарствами и социалкой. Похоже, там даже Зурабов не понимает, кто за что отвечает, поэтому ему самому приходилось во всем принимать участие.
Александр Гафин, вице-президент Альфа-банка. Зурабова надо уволить, как и некоторых других чиновников, которые занимаются не своим делом. Мне очень жаль, что у нас в стране нет активной оппозиции. Сейчас можно было здорово "раскачать" пенсионеров, которые являются самой активной частью электората. Зурабов плюнул им в душу и заодно сильно подставил Путина.

Валерий Рязанский, зампред фракции "Единая Россия". Я бы предоставил ему еще один шанс, такими опытными чиновниками разбрасываться нельзя. Тема с этим фондом очень тревожная, пороть горячку нельзя. Депутаты настроены на поиск новой системы законодательных актов, которая могла бы противостоять коррупции.

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР. И Зурабов, и другие министры будут отправлены в отставку. Раз сейчас всколыхнулась эта тема, значит, начнут с него. У него оказалось самое коррупционное ведомство. Нигде нет такого министерства-монстра, в чьем ведении находится вся страна. А лекарства покупают все и каждый день, так что это самая доходная отрасль. Наркотики, оружие, алкоголь, табак, лекарства должны быть в руках государства, а не частных лиц.

Элла Памфилова, председатель Совета по содействию развитию института гражданского общества и правам человека при президенте РФ, в 1991-1992 годах министр социальной защиты России. Не знаю, снимут или нет, но это существенно ударило по его позициям. Сейчас работа его ведомства строится на финансово-монетаристском подходе, но социальные проблемы вливанием денег не решить.

Наталья Крачковская, актриса. Хочется надеяться, что снимут. Конечно, никто Зурабова за руку не хватал. Но ведь и так понятно, какие он взятки брал. На министерскую зарплату дворцы не построишь. А у этого министра дворцы есть, да и жена очень кстати занимается фармацевтическим бизнесом.

Эдуард Балтин, адмирал, Герой Советского Союза. С точки зрения нравственности -- должны снять. А вот захотят ли чиновники "своего" сдать -- вопрос. Уголовные дела показывают, что Зурабов неспособен ни управлять, ни контролировать работу министерства. А его монетизация льгот чего стоит! Мне, например, по монетизации полагается 25 тыс. руб., но я их не беру. Когда были льготы, я понимал, что я их заслужил, а по Зурабову выходит, что я боролся за деньги, а не за честь.

Евгений Велихов, секретарь Общественной палаты. Это должно решать правительство, и советчики здесь не нужны. Недавно Общественная палата подготовила свои рекомендации по реформированию Минздрава, где все четко обосновано. Да, в министерстве есть проблемы, и их надо решать, но, наверное, будет неправильно решать только через персоналии.

Вахтанг Немсадзе, главный детский хирург Москвы. Его еще раньше надо было снять. Было понятно еще при его назначении: Зурабову в Минздраве делать нечего. Он же бывший сотрудник строительно-монтажного треста! И нам, врачам, уже тогда было ясно: министр-неврач до добра Минздрав не доведет. Он вообще не знает наших проблем.

Александр Карлин, губернатор Алтайского края. Трудно сказать, у нас в регионе претензий к Зурабову и Минздраву нет. Тема коррупции в Минздраве и ФОМСе должна быть глубоко и всесторонне изучена -- только после этого можно делать выводы. Я бы сейчас никому не советовал уходить ни в отставку, ни в отпуск. Руководство фонда было самостоятельно в принятии многих решений, так что не надо ответственность вешать на министра.

Борис Виноградов, депутат Госдумы (фракция "Родина"). Конечно, его "уйдут" максимум через три месяца -- народу пора сдавать жертв антикоррупционной кампании. На мой взгляд, начали с Зурабова потому, что он не "свой", кроме того, подведомственные ему структуры сидят на бизнесе, связанном с бюджетом, а это всегда очень опасно.

Юрий Коропачинский, совладелец компании SM.group. Да, причем это не зависит от постигших его неприятностей. Складывается впечатление, что Зурабов находится на своей должности вечно, а это может себе позволить только Шойгу.

Андрей Младенцев, вице-президент фармацевтической компании Stada по России, странам СНГ и Балтии. Меня больше интересует, насколько интенсивно будет продолжаться это разбирательство и сколько в него еще будет втянуто чиновников. А вообще, я уверен, что обысками в ФОМСе никто не собирался копать под Зурабова, просто ситуация вышла из-под контроля, и -- понеслось.

Михаил Бугера, зампред фракции "Единая Россия", автор запроса в Генпрокуратуру, после которого было возбуждено дело против Ходорковского. Не знаю, но если президиум фракции "Единая Россия" вынесет на рассмотрение вопрос об отставке Михаила Зурабова и решит голосовать "за", то я с этим решением соглашусь.

Анатолий Лукьянов, член ЦК КПРФ. Не знаю, но он допустил серьезную оплошность. Если Зурабов знал, что происходит в ФОМСе, и не принял меры, он должен понести наказание. Министров, пришедших из бизнеса, становится все больше, их доходы не зависят от занимаемой должности, поэтому они и позволяют себе халатно относиться к работе.

Андрей Нечаев, президент Российской финансовой корпорации, в 1992 году министр экономики. Не нужно рубить с плеча. Вся информация по поводу отношений Зурабова с фондом и фармкомпаниями -- это только предварительные данные. Снятие министра -- это решение политическое, поэтому нужно подождать вердикта суда.

Олег Сысуев, вице-президент Конгресса муниципальных образований, в 1997-1998 годах вице-премьер по социальным вопросам. Реакцию власти спрогнозировать сложно. С человеческой точки зрения Зурабов должен был бы сам подать в отставку. В свое время я пригласил Зурабова на должность зама и сейчас считаю его одним из самых компетентных и работоспособных чиновников. Но эта ситуация бросила на него тень.

Олег Денисов, депутат Госдумы (фракция "Родина"), один из участников голодовки в Госдуме в знак протеста против монетизации льгот. Снимут, Зурабов -- одиозная фигура. Его имя и имена еще несколько министров стали нарицательными.

Владимир Кругляк, член совета директоров РЕСО. Давно пора. Зурабова я знаю еще с появления страховой компании МАКС, которую он создал. К ней и ее владельцу я относился очень критически. Тогда еще удивлялся, как человек его типа мог пройти Пенсионный фонд и стать министром. Если его не снимут, я совсем перестану верить нашему чудному правительству.

Мирослав Мельник, председатель совета директоров компании "МБ Финанс". Все зависит от того, какие показания дадут руководители фонда, одного факта, что глава фонда Таранов -- близкий друг Зурабова, недостаточно. Если была материальная заинтересованность Зурабова, то он должен понести наказание. Его должны не просто снять, а посадить в тюрьму как человека, облеченного властью.

Станислав Белковский, политолог. Пятьдесят на пятьдесят. Зурабова хорошо было бы принести в жертву перед выборами, но до них еще далеко. С одной стороны, за Зурабовым стоит Абрамович, с другой, понятно, что без разрешения Путина расследование этого дела не началось бы. Думаю, пока и Путин не знает ответа на этот вопрос. Все решится в ближайшее время в ходе сложной аппаратной борьбы.

Михаил Мамиашвили, олимпийский чемпион по греко-римской борьбе, президент Федерации спортивной борьбы России. У нас говорят : "От сумы и от тюрьмы не зарекайся". Конечно, я сильно возмущен, но надо дождаться судебного процесса. Если суд докажет, что Зурабов причастен к этому делу, то отставка предрешена. Это случай из ряда вон, сродни маленькой бомбе.

Леонид Гозман, зампред политсовета СПС. Это известно только президенту. Самое печальное в этом скандале то, что факты коррупции никого не удивили, как будто так и должно быть. Все обсуждали лишь, почему уголовные дела были возбуждены сейчас и кому выгодно скинуть Зурабова.


^ Оборотни в таблетках

(«Власть» № 47/06)

Анна Качуровская

В России -- крупнейший за последнее время коррупционный скандал. Арестована группа федеральных чиновников высокого ранга, отвечавших за снабжение граждан бесплатными лекарствами. Эта история живо напоминает давнее дело "оборотней в погонах" -- и тем, что громкие разоблачения отличаются нарочитой публичностью, и тем, что российской коррупции они ничем не грозят.

Скандал, начавшийся две недели назад, приобрел невиданный размах. Восемь чиновников из руководства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) находятся под арестом. Все они подозреваются во взяточничестве и нецелевом использовании бюджетных средств. Известно, что еще минимум двух чиновников уволили с высоких должностей в фонде. Несколько дней развитие событий по делу о социальной программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготных категорий граждан оставалось главной новостью. 21 ноября президент провел расширенное заседание координационного совета правоохранительной системы по борьбе с коррупцией. На заседании он говорил о коррумпированности госслужащих и заклинал их жить на зарплату. Глава Минздавсоцразвития Михаил Зурабов по понятным причинам на заседании не присутствовал. Формально против него нет обвинений. Но именно он создал социальную программу, которая, как теперь утверждают в силовых структурах, сделалась источником быстрого обогащения его доверенных лиц.

Программа ДЛО -- один из самых амбициозных проектов Михаила Зурабова -- должна была обеспечить граждан, имеющих льготы, бесплатными лекарствами.

Система снабжения бесплатными лекарствами, конечно, существовала и раньше. Однако ее финансирование обеспечивали региональные бюджеты, которым постоянно не хватало денег. С рецептом на бесплатное лекарство льготники приходили в аптеку и обнаруживали, что ничего не могут по этому рецепту получить.

Летом 2004 года Михаил Зурабов предложил раздавать социальные пакеты из федерального бюджета. С этого началась монетизация льгот, в которой программа ДЛО заняла центральное место.
Специалисты Минздравсоцразвития и Минфина подсчитали, что в среднем регионы выделяли на одного льготника лекарств на сумму 350 руб. Это число умножили на 12 месяцев и на количество льготников, которых в тот момент было 12 с небольшим миллионов. Получившаяся сумма -- 50,8 млрд руб.-- стала бюджетом программы ДЛО на 2005 год. В ноябре 2004 года бюджет утвердили. Реализацию программы поручили ФОМСу.

1 января 2005 года программа должна была заработать, но до этого надо было отобрать производителей и поставщиков лекарств. Времени на проведение конкурсов не осталось, поэтому в ФОМСе попросту распределили семь федеральных округов среди основных игроков фармацевтического рынка. Больших компаний, с развитой инфраструктурой в регионах оказалось всего четыре -- "Протек", "СИА Интернешнл", "Биотэк" и РОСТА.

Тем не менее уложиться в срок не удалось. Дистрибуторы не успели заключить договоры с производителями и наладить связь с продавцами в регионах. К середине января вся страна была охвачена митингами против монетизации льгот. Главная претензия пенсионеров и льготников к правительству состояла именно в том, что их лишили лекарств, которые они худо-бедно, но получали. Митинги закончились, как только поставки были налажены.

Программа стала набирать обороты с огромной скоростью, не в последнюю очередь потому, что в список бесплатных лекарств попало значительное количество дорогих импортных препаратов. "Врачи быстро разобрались, что могут выписывать льготникам дорогостоящие лекарства,-- говорит один из сотрудников дистрибуторской фирмы на условиях анонимности.-- Например, западный препарат кардикет стоимостью 200 рублей, который является аналогом российского лекарства от ишемической болезни сердца нитросорбида ценой 7 рублей, закончился по всей стране уже к маю. Оно и понятно, западный аналог намного действеннее, и любой нормальный врач выписывал из предложенного списка самое лучшее лекарство. Честно говоря, некоторым врачам за это приплачивали аптеки. Дорогие лекарства закончились очень быстро. Глупая ситуация: деньги есть, а лекарств нет". Как бы то ни было, льготники почувствовали, что программа работает -- даже несмотря на перебои с дорогими лекарствами.

К 1 октября 2005 года льготникам предстояло выбрать, будут ли они получать льготу лекарствами или в виде денег. Получать бесплатно лекарства решили 7,5 млн граждан. Остальные -- а это почти половина льготников -- выбрали денежную компенсацию.

Денежные компенсации выделяются не из программы ДЛО, а из федеральной программы по монетизации льгот. Соответственно, когда значительная часть льготников отказалась от бесплатных лекарств в пользу денег, бюджет ДЛО решили пропорционально урезать. На 2006 год Минфин выделил на программу 29, 09 млрд руб. Повышенный спрос на дорогостоящие бесплатные лекарства чиновников в тот момент не насторожил.

Сокращения бюджета поначалу никто не заметил. Все участники программы -- и производители, и поставщики, и не в последнюю очередь сами льготники -- убедились, что ДЛО -- очень удачная схема. У производителей есть постоянный и очень крупный заказчик. У дистрибуторов есть возможность поставлять огромные партии товара, а главное, им разрешили делать наценку на каждую таблетку до 36% от стоимости. Если поначалу ФОМСу приходилось убеждать поставщиков участвовать в программе, то к 2006 году от желающих не было отбоя. Наконец, льготники убедились, что по программе действительно можно бесплатно получать дорогие лекарства.

ФОМС объявил конкурс на участие в программе на 2006 год и ввел новые правила его проведения. Наравне с крупными дистрибуторами в конкурсе получили право участвовать небольшие региональные компании -- достаточно было доказать, что они в состоянии бесперебойно работать внутри своего региона. Таким образом, например, небольшая петербургская компания "Империя-фарма", принадлежащая, по слухам, сыну губернатора Санкт-Петербурга Сергею Матвиенко, выиграла право поставлять лекарства в аптеки города у крупной компании "Протек". "Империя-фарма" получила 3% доли рынка по ДЛО. О том, как компании достался этот выигрыш, участники рынка строили самые смелые предположения.

Местные компании добились доступа к программе практически во всех регионах. Но никто особенно не возражал -- раздел рынка происходил по-тихому.

Неприятности начались летом этого года. Во-первых, дистрибуторы поняли, что бюджета программы ДЛО не хватает на покрытие их долгов. Система расчетов в рамках программы устроена так. На дистрибуторах лежит оплата транспортировки лекарств и выкуп их у производителей, которые дают отсрочку в 180 дней. Государство расплачивается с дистрибуторами после того, как лекарство выдано пациенту через аптеку. И в некоторый момент дистрибуторы обнаружили, что лекарства исправно поставляются в аптеки и выдаются, но никаких денег от государства на их счета не приходит, а долги перед производителями растут.

Во-вторых, появились слухи, что Роспотребнадзор планирует вывести из общего списка 600 дорогостоящих медикаментов (очевидно, чтобы сократить расходы и попытаться не выйти за рамки бюджета). Естественно, дистрибуторам выгодно поставлять в аптеки именно дорогие лекарства: их не надо везти вагонами, они приносят хорошую прибыль и быстро разбираются льготниками.

Дистрибуторы осознали, что их интересы под угрозой и надо действовать. Искать защиты они отправились в Ассоциацию работников правоохранительных органов РФ (АПРО), возглавляемую советником президента Асламбеком Аслахановым. АРПО, членами которой являются действующие и бывшие высокопоставленные сотрудники ФСБ, МВД, КГБ, Генпрокуратуры и ФНС, является негласным третейским судьей по многим вопросам, а с 2004 года -- и по вопросам здравоохранения (интервью заместителя председателя Совета по здравоохранению Сергея Максимова см. на стр. 20).

В июле общественный совет по здравоохранению и социальной защите при АРПО провел совещание и пришел к выводу, что программа ДЛО находится под угрозой срыва. А в августе Счетная палата пришла проверять ФОМС. О том, что эти события связаны, открыто никто не говорит, однако дальнейшее развитие событий указывает, что это вряд ли случайное совпадение.

Счетная палата выявила нецелевое использование средств ФОМС, в основном в его региональных представительствах. А в начале сентября, как только палата обнародовала результаты проверки, на пост первого заместителя директора Фонда был назначен Дмитрий Рейхарт.

По поводу этой фигуры есть разные мнения. Одни считают его доверенным лицом члена Совета федерации от Пензенской области и крупного отраслевого лоббиста Бориса Шпигеля. Другие называют его человеком Михаила Зурабова. А игроки фармацевтического рынка отзываются о нем как о "кандидате от ФСБ". Сразу после назначения Рейхарт заявил, что долг государства перед поставщиками составляет уже 21 млрд, то есть что бюджетные деньги давно кончились. И предложил сокращать списки бесплатных лекарств за счет дорогостоящих препаратов.

1 октября к программе ДЛО присоединились еще 2,5 млн человек (возможность выбирать между бесплатными лекарствами и денежной компенсацией имеется каждый год). Стало окончательно ясно, что людям программа понравилась и что в 2007 году лекарствами надо обеспечить 9 млн льготников.
На следующий день, 2 октября, приказом Роспотребнадзора из списка вывели 600 наименований. По данным компании DSM Group, занимающейся мониторингом рынка, доля исключенных препаратов составляла 21% от общего объема ДЛО.

Кроме того, господин Рейхарт предложил увеличить долю отечественных производителей лекарств в ДЛО с 9 до 30%, а главное -- изменить процедуру отбора дистрибуторов для участия в ДЛО. Помимо двух конкурсов, на которых будут отбирать поставщиков для европейской и азиатской частей России, ФОМС проведет еще четыре отдельных конкурса за право поставки льготникам наиболее дорогих препаратов: противодиабетических, онкогематологических, против рассеянного склероза и гемофилии. Участники рынка в частных беседах говорят, что "конкурсы по дорогостою" были придуманы специально для "Биотэка", владельцем которого является Борис Шпигель. Таким образом, он фактически получал бы полную монополию на дорогостоящие лекарства, а всем остальным предстояло заниматься недорогими лекарствами из сократившегося списка ДЛО.

Это решение и оказалось, видимо, последней каплей. Поставщики поняли, что уже не могут уладить дело своими силами, а в администрации президента, очевидно, решили, что ФОМС зашел слишком далеко. 13 ноября решение совета АРПО "Об угрозе срыва государственной программы" поступило в администрацию президента, Генпрокуратуру и ФАС.

14 ноября в ФОМС пришла Генпрокуратура, а через три дня стало известно об арестах директора фонда Андрея Таранова и его заместителя Дмитрия Усенко. Следом были арестованы еще шесть человек -- руководители отделов и департаментов. Обыски прошли и в дистрибуторских компаниях, однако обвинений предъявлено не было.

Полной ясности в деле ФОМСа по-прежнему нет. Как Дмитрию Рейхарту, так и главе Минздравсоцразвития Михаилу Зурабову обвинений прокуратура не предъявила. А 17 ноября на заседании правительства решили увеличить бюджет программы ДЛО на 2007 год до 42 млрд руб., чтобы расплатиться с долгами перед поставщиками. (До скандала Минфин категорически отказывался увеличить бюджет ДЛО.) Более того, в тот же день Госдума спешно приняла решение добавить к бюджету ДЛО 2006 года 10 млрд руб. Впрочем, уже понятно, что этих денег не хватит. По оценкам компании DSM Group, к концу 2006 года дистрибуторы поставят в аптеки льготных лекарств на сумму 65 млрд руб.

Но главное даже не это. Конкурс на участие в программе ДЛО на 2007 год по установленным Андреем Тарановым и Дмитрием Рейхартом правилам без помех начался в торгово-промышленной палате 14 ноября -- в тот самый день, когда Генпрокуратура пришла в ФОМС. Несмотря на аресты руководителей ФОМСа, через три дня он благополучно завершился. Итоги будут объявлены 4 декабря.









Это говорит о том, что правительство любой ценой пытается сохранить программу ДЛО. Предложить гражданам альтернативный способ получения лекарств Кремль не в состоянии, как не в состоянии он закрыть или сократить ДЛО. Если такое случится, на улицы выйдут пенсионеры и льготники, как это было в январе 2005 года. Перед выборами в Госдуму Кремль не может себе такого позволить. Остается одно -- продолжать накачивать деньгами программу ДЛО, смирившись с тем, что воровать все равно будут.

^ Как менялся список лекарств

Лекарственный список за два года действия государственной программы ДЛО менялся 14 раз. "Власть" приводит сводную таблицу, показывающую, как росли аппетиты руководителей Фонда обязательной страховой медицины.



Дата
приказа

Позиции,
выведенные из ДЛО

Позиции,
введенные в ДЛО

Из них
ранее
выведены


Итого

27.12.2004

0

1861

0

1861

04.02.2005

0

132

0

1993

11.03.2005

43

10

0

1960

22.04.2005

29

3

0

1934

26.05.2005

303

501

0

2132

27.05.2005

3

7

1

2136

01.11.2005

51

30

0

2115

15.11.2005

437

669

93

2347

30.12.2005

21

10

0

2236

23.01.2006

23

0

0

2213

28.04.2006

45

67

10

2235

30.05.2006

45

0

0

2190

09.06.2006

28

68

1

2230

02.10.2006

629

22

5

1623


evropejskaya-ekonomicheskaya-komissiya.html
evropejskaya-konkurenciya-sovremennie-podhodi-k-formirovaniyu-uspeshnogo-biznesa.html
evropejskaya-konvenciya-o-zashite-prav-cheloveka-i-osnovnih-svobod.html
evropejskaya-konvenciya-po-pravam-cheloveka-i-osnovnim-svobodam-i-rossijskoe-zakonodatelstvo-chast-13.html
evropejskaya-konvenciya-po-pravam-cheloveka-i-osnovnim-svobodam-i-rossijskoe-zakonodatelstvo-chast-6.html
evropejskaya-kulturnaya-konvenciya-bazovie-principi-sovremennogo-demokraticheskogo-sportivnogo-zakonodatelstva.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-ii-arrhenoplasma-i-thelyplasma-otto-vejninger.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-predpriyatiya-na-primere-ooo-elektrum-chast-6.html
  • report.bystrickaya.ru/istoricheskie-napravleniya-meditativnoj-praktiki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-dogovori-s-uchastiem-potrebitelej-zashita-prav-potrebitelej-pri-vipolnenii-rabot-okazanii-uslug-kommentarij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-geografii-uchebnaya-programma-dlya-geograficheskih-specialnostej-visshih-uchebnih-zavedenij-soglasovano.html
  • spur.bystrickaya.ru/kulturnaya-politika-kak-mehanizm-upravleniya-stranica-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-solovejchik-pedagogika-dlya-vseh-stranica-19.html
  • holiday.bystrickaya.ru/muki-sovesti-test-na-znaniya-vinovnogo-107-ocenka-tochnosti-rezultatov-detektora-109.html
  • student.bystrickaya.ru/312-kolichestvo-vakansij-ne-zapolnyaemih-bolee-6-mesyacev.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogo-po-g-raduzhnij-2009-goda-336-p-o-programme-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-yugri-po-stabilizacii.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vliyanie-magnitnogo-polya-na-rasprostranenie-predelno-korotkih-impulsov-v-sisteme-uglerodnih-nanotrubok.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-velichie-saturna-celitelnij-mif-pod-redakciej-roberta-svobodi.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-glavi-municipalnogo-obrazovaniya-gorodskoj-okru-gorod-kudimkar.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/32-socialnie-i-psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-adaptacii-detej-sirot-v-priemnoj-seme.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kolonizaciya-suzdalskovladimirskoj-rusi-polnij-kurs-lekcij-po-russkoj-istorii-polnij-kurs-lekcij-po-russkoj.html
  • education.bystrickaya.ru/3-obem-disciplini-31-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti-dlya-specialnosti-080105-finansi-i-kredit.html
  • write.bystrickaya.ru/estestvennoe-dihanie-osnova-zdorovogo-obraza-zhizni-lyudmila-martinova.html
  • report.bystrickaya.ru/hozyajstvenno-bitovie-pechi-i-kamini-preimushestvenno-kirpichnie-stranica-10.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/naseleniya-moskovskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/smeshannaya-sistema-vremya-novostej-guseva-darya-09022006-22-str-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-modulyu-v5-upravlenie-socialnimi-processami-v-obshestvennih-sistemah.html
  • books.bystrickaya.ru/elbasi-zn-halia-zholdauinda-aza-tln-memlekettk-tl-oris-tln-resmi-tl-ailshin-tln-zhaandi-ekonomikaa-krgu-tl-retnde-arastirip-bsekege-abilett-boludi-e-negzg-sharti-kp-tld-blu-dep-basa-ajtani-belgl.html
  • college.bystrickaya.ru/-3-o-pokidanii-uz-materii-velikie-arkani-taro.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-laboratornih-rabot-po-discipline-imitacionnoe-modelirovanie.html
  • studies.bystrickaya.ru/kontrolnaya-po-logike-v-zadachah.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava-dlya-specialnosti-030501-yurisprudenciya-fakultet-yuridicheskij-instituta-innovatiki-kafedra-teorii-prava.html
  • spur.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-raboti-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-prakticheskij-kurs-vtorogo-inostrannogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarij-meropriyatiya-posvyashennogo-godovshine-prinyatiya-suvereniteta-respubliki-bashkortostan.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vozniknovenie-osnov-sovetskogo-prava.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-3-inostrannij-yazik-3-materiali-prakticheskih-zanyatij-12-materiali-dlya-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-43.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kreditno-bankovskaya-sistema-i-ee-razvitie-v-sovremennih-usloviyah-chast-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/ris-6-sistema-individnih-priznakov-cheloveka-propedevticheskij-kurs-obshej-psihologii-uchebnoe-posobie-spb-izd-vo.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnastoyashee-vremya-dou-funkcioniruet-na-osnovanii-licenzii-na-obrazovatelnuyu-deyatelnost-a-299375-registracionnij-024671-ot-01-oktyabrya-2008g-do-01-oktyabrya-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-22-ponyatie-o-samovospitanii-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-napravleniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnologiya-upravleniya-personalom-organizacii-ooo-strojkomplekt.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.