.RU

"ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" - В. М. Акимов (Н. В. Гоголь), докт филол наук


^ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН"

Сам Пушкин в посвящении определил эту полноту и все-вместимость своего романа:


Прими собранье пестрых глав,

Полусмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.


Много определений давалось пушкинскому роману в стихах: социально-аналитический, реалистический, исторический и даже энциклопедический ("энциклопедия русской жизни" – Белинский). Каждое название в своем роде справедливо и каждое, впрочем, применимо ко многим реалистическим, историческим и другим романам. Очевидно, необходимо найти такое, которое бы, покрывая все эти справедливые и верные характеристики, в то же время выделяло пушкинский роман в его особом качестве – именно пушкинского, именно определенной поры произведения. Впрочем, Пушкин сам дал такое название – свободный роман:

... И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал.


Роман создавался так свободно, как более не создавалось ни одно произведение Пушкина. Он как бы лился потоком рядом с самой жизнью.

Если видеть в пушкинском творчестве воплощенную гармонию, то прежде всего это "Евгений Онегин". Создание "Онегина" – это подвиг, это подвижничество. Семь лет неустанного, напряженнейшего труда, и при этом впечатление полной свободы. Колоссальное здание, составленное из тысяч стихотворных строк, легко и воздушно. Пушкиным сразу же было совершено громадное открытие, на первый взгляд формальное, – так называемая онегинская строфа, т. е. изобретен основной несущий конструктивный элемент.

Такая строфа давала возможность где угодно останавливаться и как угодно много строить и достраивать здание романа, вмещать полное и разнообразное содержание.

Стиховая природа "Онегина" прямо связана с обобщающей природой "романа в стихах" и выражает ее. Это свойство стихотворной речи проявилось уже в баснях Крылова и в комедии Грибоедова, половина стихов которой, по известному прогнозу Пушкина, должна была войти и вошла в пословицу. Но полнее и, главное, многостороннее всего реализовал обобщающее начало (даже сравнительно с грибоедовской комедией, которую современники называли светским евангелием) роман Пушкина – "энциклопедия русской жизни".

Энциклопедизм идет не столько от широты конкретных картин и характеристик (от многих из них Пушкин отказался, и они, казалось бы, в абсолютно законченном виде остались в черновиках), сколько от всеобъемлющей сути романа, потому и стихотворного, тяготеющего к итоговому афоризму, когда строка исчерпывает целую сторону бытия: ведь половина стихов романа тоже в пословицу вошла. А главное, что он дал "формулу" русского героя и русской героини. Недаром в галерее русских героев, которым Онегин положил начало (Печорин у Лермонтова, Обломов у Гончарова, Базаров у Тургенева и др.), он, кажется, единственный, кто лишен хоть какого-то конкретизирующего портрета (то же Татьяна). Это понятно – столь он всеобщ.

"Велик, – сказал Белинский, – подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, т. е. мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину".

Пушкин создал образ Онегина, как писал Достоевский, "... отметив тип русского скитальца, скитальца до наших дней и в наши дни, первый угадав его гениальным чутьем своим, с историческою судьбой его и с огромным значением его и в нашей грядущей судьбе...".

Онегин – человек 20-х годов, но и шире – всего XIX века. И еще шире. Он выражает "центробежную" энергию русской жизни, ее неприкаянность и неуспокоенность.

Татьяна – ее "центростремительная сила", верная, устойчивая, консервативная.

Герои пушкинского романа – свободны. Они свободны и по отношению к автору, подчиняясь своей внутренней логике. "Никакого предрассудка любимой мысли. Свобода", – пушкинские слова, могущие быть приложенными к роману. Так свободна в своем выборе Татьяна. Она полюбила человека несчастного, неудовлетворенного, разочарованного, страдающего ("эгоист страдающий", по определению Белинского), ищущего. Татьяна именно должна была полюбить человека ищущего, но не могла пойти и не пошла за ненашедшим. "Я вот как думаю, – писал Достоевский, – если бы Татьяна даже стала свободною, если б умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы она не пошла за Онегиным. Надобно же понимать всю суть этого характера".

Так у Пушкина определилась коллизия, которая потом десятки раз повторится в русской литературе, выражая одно из коренных противоречий русской жизни. Любимые герои есть, но они не подчинены любимой мысли.

Лирическое отношение (роман в стихах) – не исходное в романе, а результат многостороннего восприятия и воспроизведения жизни. Поэтому лиризм "Евгения Онегина" и не выглядит "лирическими отступлениями". Он входит в структуру романа.


Чтобы лучше понять природу лиризма романа в стихах, прочитайте рядом строки, посвященные Ленскому, и стихотворения "К Н. Я. Плюсковой", "Дубравы, где в тиши свободы...", "Пробуждение". Послание "Алексееву" наверняка напомнит вам беседы Онегина с Ленским в романе. Попробуйте отыскать пушкинские стихи, соотносимые с образами Евгения, Татьяны, Ольги.


Многосторонность пушкинского романа далеко не всегда схватывалась критиками. Так, в свое время образ Ленского получил прямо противоположную характеристику у критиков, близких по общей позиции. "Рядом с Онегиным Пушкин поставил Владимира Ленского – другую жертву русской жизни. Это – одна из тех целомудренных, чистых натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде – приняв жизнь, они больше ничего не могут принять от этой нечистой почвы, разве только смерть". Это писал Герцен. За несколько лет до Герцена иначе оценил Ленского Белинский: "В нем было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это не была одна из тех натур, для которых жить – значит развиваться и идти вперед. Это – повторяем – был романтик и больше ничего".

И Герцен, и Белинский в своих как будто бы взаимоисключающих оценках были правы, так как оба исходили из романа, но обе оценки односторонни.


Нигде более, чем в "Онегине", не проявилась пушкинская полнота духа как способность вмещать и выражать всю полноту и многообразие жизни – полнота духа зрелого человека, не пережившего своей зрелости.


Блажен, кто праздник жизни рано

Оставил, не допив до дна

Бокала полного вина,

Кто не дочел ее романа

И вдруг умел расстаться с ним,

Как я с Онегиным моим.


Пушкин расстался с романом, расставаясь с порой расцвета, с "праздником жизни". Признаки нового кризиса находят выражение в лирике конца 20-х годов, которая становится по сути философской, т. е. лирическим переживанием философских проблем, интимным ощущением конечных вопросов существования: что такое жизнь, смысл ее, ее цель, смерть...

Белинский говорил, что Пушкин "поставлял выход из диссонансов жизни и примирение с трагическими законами судьбы не в заоблачных мечтаниях, а в опирающейся на самое себя силе духа...". Такую "силу духа" рождает трагическое переживание смерти, она "возбуждает силу чувства".


Не испытанное до того ощущение смерти повело Пушкина к невиданному до того укреплению в жизни. Одной из форм такого укрепления, такого укоренения стала женитьба. Ю. М. Лотман не без оснований пишет применительно к этому периоду жизни Пушкина слово "дом" с большой буквы: Дом. И он же справедливо говорит о предшествовавших сватовствах (к С. Ф. Пушкиной, Аннете Олениной), что они "оставляют впечатление примерок, репетиций давно и твердо обдуманного торжественного акта". Житейское дело создания семьи было для Пушкина и жизненно насущным событием, осмысленным действом. Он, как всегда, поступает "как все", и, как всегда, его поступок означает нечто гораздо большее, чем "у всех".


Пушкинские переломы, кризисы – особые, они обычно не только не повергают в состояние творческой пассивности, но – наоборот – рождают взрыв энергии, необычайный подъем духа, жажду преодоления, как бы новый вызов судьбе, оборачиваются неостановимым поиском. Таким этапом – переломом стала осень, проведенная в 1830 году в Болдине. Болдинская осень. Пора завершений: достаточно сказать, что закончен "Евгений Онегин". Пора новых исканий.

Все сошлось здесь: деревня, осень, одиночество... Самое течение времени как бы нарочно остановилось, чтобы Пушкин в свободной игре духа смог и подвести итоги прошедшему, и наметить, выбирая, пути к будущему.

Что же нового явила болдинская осень? Прежде всего прозу – "Повести Белкина" – и так называемые "Маленькие трагедии". Разве не говорит о страшной энергии перелома сам характер работы над теми же "Маленькими трагедиями": замыслы и наброски многолетней давности реализуются в две недели. Пушкин "вдруг" умел расстаться с "Онегиным". "Вдруг" сумел написать "Маленькие трагедии".

Уже авторские колебания в выборе названия ("драматические сцены... опыты... изучения...") говорят об их экспериментальном, поисковом характере. Общее- восприятие закрепило одно из пушкинских – "Маленькие трагедии". Трагедии – сказано точно. Но почему маленькие? Конечно, не по малости трагических коллизий. Наоборот. Малая форма обеспечила большую сосредоточенность мысли, не отвлекаемой ни на что. На смену широкому историческому, типа шекспировской хроники, полотну, каким был "Борис Годунов", пришла "узкая" форма французской классицистической трагедии. Место, время и действие стремятся к сконцентрированности, и наконец в последней из трагедий, "Пир во время чумы", их единство становится полным. Каждая из драм возникает на западном материале: Англия, Испания, Австрия, еще раз Англия. Но Пушкина занимают вопросы отнюдь не собственно европейской жизни, а мировой, и он обращается туда, где они поставлены историей наиболее остро. Личность в своей одинокости, в своем утверждении, в своем развитии с его противоречиями, падениями и взлетами – это, конечно, прежде всего опыт западной, европейской жизни, особенно нового времени.

Достоевский совершенно справедливо назвал Пушкина главным славянофилом России. Но ничуть не менее справедливо назвать Пушкина и ее главным западником. Гоголь уезжает в Европу, чтобы видеть Россию: "Из каждого угла Европы взор мой видит новые стороны России, и в полный обхват ее обнять я могу только, может быть, когда огляну всю Европу". Пушкин, увы, только в литературных, заочных своих путешествиях мог добраться до каждого угла Европы, но оглянул и до конца продолжал оглядывать ее всю, в частности и для того, чтобы видеть новые и новые стороны России.

"Повести Белкина" пишутся вместе с "Маленькими трагедиями" и явно в противостояние им. "Маленькие трагедии" – исключительно про Запад. "Повести Белкина" – только про Россию. В одном случае – сложность. В другом – простота, доходящая до элементарности. "Маленькие трагедии" – про личное. "Повести Белкина" – про общее, про массовое. Герои трагедий исключительны, герои повестей просты, даже если они совершают необычные поступки или вовлекаются в удивительные приключения ("Метель"). Есть лишь один исключительный герой, но ведь он недаром не русский – Сильвио ("Выстрел"). Образ "рокового" мужчины, в котором является Владимир в "Барышне-крестьянке", лишь маска, легко снимаемая.

Так называемая тема маленького человека именно у Пушкина предстала в чистом виде, и существенна она не просто защитой обиженного, как в "Станционном смотрителе", например, а сохранением личности в "маленьком человеке" и, значит, свидетельством того, что есть что защищать в нем.


"Он, – писал о Сильвио второго поединка современный литературовед Н. Я. Берковский, – впервые – человек свободы, и в этом месть его графу. Он располагает наконец собственным поведением:

может убить – и не убивает, имеет право на жестокость – и не пользуется им. Странный и эксцентричный Сильвио выходит из новеллы Пушкина существом обыкновенно прекрасным, плечом к плечу с остальными людьми. Мы сначала дивимся и страшимся Сильвио, под конец мы его любим. Сильвио с нами – с большинством людей. Достоинство и сила этого человека не против нас, но тоже с нами". Благополучно завершается сюжет, казалось, обреченный на кровавую развязку.


У "Маленьких трагедий" свои финалы – про смерть. У "Повестей Белкина" – свои – про жизнь, которая неизменно продолжается: даже в повести "Гробовщик", даже в "Выстреле" с его тремя дуэлями.

"С 1831 года, – пишет П. Анненков, – являются у Пушкина признаки другого направления. Драма была уже пережита, и ее место мало-помалу начинает заступать эпопея..."


g-irkutsk-ob-organizacii-raboti-zalarinskoj-kazachinsko-lenskoj-ust-udinskoj-i-chunskoj-territorialnih-izbiratelnih-komissij-po-podgotovke-k-viboram-prezidenta-rossijskoj-federacii.html
g-ishimbaya-za-2010-2011-uchebnij-god-i-obshaya-sistema-obrazovatelnoj-nauchno-metodicheskoj-eksperimentalnoj-i-vneuchebnoj-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-polnoe-naimenovanie-v-sootvetstvii-s-ustavom.html
g-izhevsk-rossiya-mezhdunarodno-pravovoe-sotrudnichestvo-v-sfere-visshego-obrazovaniya.html
g-k-chesterton-po-nastoyashemu-boishsya-tolko-togo-chego-ne-ponimaesh-stranica-12.html
g-k-chesterton-po-nastoyashemu-boishsya-tolko-togo-chego-ne-ponimaesh-stranica-18.html
g-k-hahalin-gkhakhalinyandex-ru.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnogo-materiala-dlya-obucheniya-yazikam-programmirovaniya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolichestvo-veshestv-vhodyashih-v-sostav-mochi-videlivshejsya-za-24-chasapo-n-a-boshevu-1986.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshestvenno-gumanitarnoe-napravlenie-poyasnitelnaya-zapiska-fizika-kak-opredeleno-gosudarstvennim-bazisnim-uchebnim.html
  • thescience.bystrickaya.ru/idealnaya-kartograficheskaya-osnova-dlya-idealnoj-gis.html
  • bukva.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-7-glava-teoriya-abbreviacii-v-lingvistike-25-problema-issledovaniya-sokrashennih-leksicheskih-edinic-25-istoriya-poyavleniya-sokrashenij-25-stranica-5.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-ivanov-zagadnochnostrusskoj-dushi-tartu-2003-soderzhanie-zagadochnaya-russkaya-dusha-str.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alkogol.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-aktivizaciya-i-osnovnie-sferi-ispolzovaniya-kompleksnih-organizacionnih-tehnologij-tajnogo-prinuzhdeniya-lichnosti.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/proektirovanie-tvorcheskie-podhodi-brend-tehnologii.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-na-novij-uchebnij-god.html
  • control.bystrickaya.ru/dokladu-perevodcheskoe-prostranstvo-kak-model-perevoda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rozhdenie-mondeo.html
  • writing.bystrickaya.ru/literatura-sbornik-tipovih-uchebnih-programm-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-45-01-03-seti-telekommunikacij.html
  • college.bystrickaya.ru/3-pistolet-proshanie-s-muhtarom.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uroki-dlya-nachinayushih-stranica-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/52-virabotka-strategij-gerchikova-i-n-g41-menedzhment-uchebnik-3-e-izd-pererab-i-dop.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-lekcii-predmet-teorii-i-metodiki-obucheniya-matematike-zadachi-shkolnogo-kursa-matematiki-v-obshej-sisteme-obrazovaniya-tri-fundamentalnih-kompleksnih-problemi-teorii-i-metodiki-obucheniya-matematike.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ekologiya-rostovskoj-oblasti-na-primere-goroda-novocherkasska.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/d-a-nesanelis-tradicionnie-formi-simvolicheskogo-povedeniya-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhdeno-prikazom-ministerstva-zdravoohraneniya-i-socialnogo-razvitiya-rossijskoj-federacii-ot-9-marta-2006-g-139.html
  • znanie.bystrickaya.ru/83-diversifikaciya-ekonomiki-povishenie-konkurentosposobnosti-otraslej-promishlennosti-selskogo-hozyajstva.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-po-discipline-teoreticheskaya-mehanika-osnovnaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnie-soedineniya-kursa-obshaya-i-neorganicheskaya-himiya-kompleksnie-soedineniya-igrayut-vazhnuyu-rol-v-prirode-i-tehnike-prezhde-vsego-eto-fermentativnie-i-fotohimicheskie-processi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specialnost-2513-tehnologiya-energonasishennih-materialov-i-izdelij.html
  • credit.bystrickaya.ru/osozdanii-komissii-po-kontrolyu.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-kazhdodnevnie-razvlekatelnie-meropriyatiya-progulka-na-lodke-strahovka-ot-neviezda-vizovaya-podderzhka.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-i-kontrolnie-zadaniya-po-uchebnoj-discipline-mezhdunarodnie-valyutno-finansovie-i-kreditnie-otnosheniya-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnostej-menedzhment-organizacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/1-faktori-differenciacii-pochvennogo-pokrova-lekciya-osnovi-pochvovedeniya-faktori-pochvoobrazovaniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnogo-festivalya-elektronnoe-budushee.html
  • shkola.bystrickaya.ru/umelci-i-mudreci-kazahskih-stepej.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vzaimootnosheniya-v-kollektive-chast-7.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-teorii-iskusstv.html
  • school.bystrickaya.ru/access.html
  • composition.bystrickaya.ru/perevod-s-bobrova-i-m-bogoslovskoj-poln-sobr-pes-v-6-i-t-t-4-stranica-11.html
  • lesson.bystrickaya.ru/opredelenie-summ-akciza-i-nds.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.