.RU

«фагпссап»




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ СТРАХОВАНИЯ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА»


ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ РЫНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011 ГОДУ


МОСКВА

2012


Библиотека

ФГБУ «ФАГПССАП» Минсельхоза России


«Основные условия страхования в АПК»


Под общей редакцией -

Щербакова В.В. – директора ФГБУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» Минсельхоза России

Грихно А.Г. – заместителя директора ФГБУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» Минсельхоза России

Маринина Н.А. – начальника отдела методологии страхования, статистики и агроэкспертизы ФГБУ «ФАГПССАП» Минсельхоза России


Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2011 году: Информационная брошюра - М.: Минсельхоз России, ФГБУ «ФАГПССАП», 2012г. – 33 с.: ил.


Данный доклад предназначен для использования сельхозтоваропроизводителями, специалистами органов управления АПК, страховых компаний.

Доклад содержит в себе информацию о тенденциях развития страховой отрасли в Российской Федерации в 2011 году и сведения по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2011 году.


© ФГБУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» Минсельхоза России


СОДЕРЖАНИЕ


^ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4

2.2. Субсидирование сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой 17

^ 2.3. Объединения агростраховщиков, работающие на рынке сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации 21

^ 2.4. Проблемы системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2011 году 23

2.5. Работа по совершенствованию сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой 24

2.5.1. Основные нововведения в законодательной базе по сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, в Российской Федерации 24

2.5.2. Работа в сфере информационного обеспечения страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой 27

2.5.3. Создание системы независимой агроэкспертизы 29

2.5.4. Обобщение международного опыта осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой 29

2.5.5. Работы по созданию страховых объединений 30
^ 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Формирование рыночных отношений определяет место страхования в экономической системе России как основного финансового механизма защиты общества от различного рода рисков и опасностей. Степень развитости страхового рынка отражает финансовый потенциал государства и экономическую устойчивость системы в целом.

Роль страхования все больше возрастает вследствие интенсивного развития различных отраслей экономики.

Вместе с тем, на страховом рынке России имеется множество проблем, которые не позволяют использовать страхование как систему финансовой защиты интересов граждан, организаций и государства.

Так, например, особого внимания и решения требуют следующие вопросы:

- преобладание элементов обязательного страхования, в то время как определяющим в развитии страхования должны быть добровольные виды;

- несовершенство налогообложения страховой деятельности и юридического обеспечения страхового дела;

- снижение платежеспособности населения не дает возможности увеличить страховой портфель страховщиков и в тоже время, узкий ассортимент страховых услуг, предлагаемых страховыми компаниями;

- диспропорция развития страхового рынка по регионам;

- отсутствие четкой государственной политики в страховании.

В этой связи основной задачей развития страховой отрасли является модернизация системы страховых отношений на современном этапе социально-экономического развития страны.

Для решения данной задачи необходимо существенно активизировать рыночную роль потребителей страховых услуг. Они должны стать равноправными участниками страховых отношений. Можно уверенно утверждать, что в современных условиях положительные с точки зрения отечественного страхования перспективы есть лишь у такого отраслевого рыночного механизма, который основан на сочетании интересов всех участников рынка при обеспечении приоритета интересов страхователей, являющихся главным источником существования и развития всей системы страховых отношений.

Развитие страхования в России характеризуют следующие тенденции и показатели:

1. Увеличение общего объема страховых премий.

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам страховые премии по добровольным и обязательным видам страхования в 2011году составили 1267,9 млрд. руб., страховые выплаты – 888,4 млрд. руб.1 (Таблица 1). Общий объем страховых премий увеличился с 494,7 млрд. руб. в 2005 году до 1 267,9 млрд. руб. в 2011году (более чем в 2,5 раза). Страховые выплаты в рассматриваемый период увеличились с 277,8 до 888,4 млрд. руб. (в 3,2 раза) (Таблица 1).

Таблица 1


^ Динамика изменения страховых премий и страховых выплат в период с 2005 по 2010 гг.


Год

Страховые премии (млрд. руб.)

Страховые выплаты (млрд. руб.)

^ Коэффициент выплат

2005

494,7

277,8

56,2

2006

610,6

352,8

57,8

2007

776,0

481,9

62,1

2008

952,0

626,5

65,8

2009

977,9

734,6

75,1

2010

1044,2

771,1

73,8

2011

1 267,9

888,4

70,1


2. Устойчивый рост страховых премий, приходящихся на душу населения.

Так например, затраты населения на страхование выросли с 3 447,4 рублей в 2005 году до 8 872,6 рублей в 2011году, т.е. более чем в 2,5 раза.

Рост плотности страхования – страховой премии на душу населения – все эти годы был обусловлен увеличением размера совокупной страховой премии, так как численность населения России остается практически на одном уровне. По сравнению с 2010 годом «подушевая плотность страхования» в 2011 году увеличилась на 21,5 % (Таблица 2).

Таблица 2


^ Совокупная страховая премия и численность населения,
2005-2011 гг.


Период

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Страховые премии, млрд. руб.

494,7

610,6

776,0

952,0

977,9

1044,2


1 267,9

Население России2, млн. чел.

143,5

142,8

142,2

142,0

141,9

143,0


142,9

Премия на душу населения:






















- в рублях

3 447,4

4 275,9

5 457,1

6 704,2

6 891,5

7302,1

8 872,6

- в долл. США

121,9

157,3

213,4

270,2

217,5

240,4


301,9



Доля совокупной страховой премии в валовом внутренним продукте является ключевым макроэкономическим индикатором развития страхового рынка.

Доля страховых премий в валовом внутреннем продукте (ВВП) в период с 2005 года по 2011 год оставалась незначительной и составляет около 2,3%, однако, следует отметить ежегодную динамику роста данного показателя (Таблица 3).

Прогнозируя будущее страхового дела, следует отметить, что, несмотря на кризисное состояние, российский страховой рынок обладает большим потенциалом развития (общий объем страховых платежей за период с 2005 по 2011 гг. в среднем составлял в РФ около 2,3% от годового ВВП, тогда как в развитых странах доля совокупной страховой премии в ВВП составляет 8-10%).

На фоне роста объема совокупной страховой премии в абсолютном выражении в период с 2005 года по 2011 год ежегодный прирост поступлений страховых премий по сравнению с предыдущим годом составлял в среднем 17% (Таблица 3, Рисунок 1).


Таблица 3


^ Доля страховых премий в валовом внутреннем продукте (ВВП) в 2005-2011 гг.


Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Страховые премии (млрд. руб.)

494,7

610,6

776,0

952,0

977,9

1044,2


1 267,9

ВВП, млрд. рублей

21 609,8

26 917,2

33 247,5

41 276,8

38 808,7

45 166,0


54 369,1


Доля страховых премий в ВВП (%)

2,29

2,27

2,33

2,31

2,52

2,31


2,33


Темпы роста страховой премии (%)

104,9

123,4

127,1

122,7

102,7

106,8


121,4

Темпы роста ВВП (%)

126,8

124,5

123,5

124,2

94,0

116,4

120,4

Рисунок 1


^ Удельный вес страховых премий в ВВП России в 2005-2011 г.г.




В 2005, 2006, 2008 и 2010 г.г. темп роста страховой премии отставал от темпа роста ВВП. В 2009 на фоне снижения обоих показателей темп роста страховой премии снизился меньше относительно снижения темпа роста ВВП (Таблица 3; Рисунок 2). В 2007 и 2011 г.г. темп роста страховых премий выше относительно темпа роста ВВП.

Рисунок 2

^ Темпы роста страховой премии и ВВП



По итогам 2011 года доля собранной страховой премии по добровольным видам страхования составила 43,6% от общей страховой премии по рынку страхования, что соответствует уровню 2010 года. Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2011 год составила соответственно 1 267,9 и 888,4млрд. руб. или 121,4% и 115,2% соответственно по сравнению с 2010 годом. (Таблица 4, Рисунок 3).

Таблица 4


^ Объем рынка страхования в России по видам страхования в 2011 году3



^ Виды страхования

Страховые премии

Страховые выплаты

млрд. руб.

% к общей сумме

% к соответстующему периоду предыдущего года

млрд. руб.

% к общей сумме

% к соответстующему периоду предыдущего года

^ Добровольное страхование

Страхование жизни

34,7

2,7

153,0

7,66

0,9

96,0

Личное страхование (кроме страхования жизни)

145,58

11,5

118,4

81,25

9,1

112,2

Страхование имущества

333,21

26,37

119,1

146,38

16,5

98,4

в т.ч. сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой4

13,74

1,1

156,0

н.д.

-.

-

Страхование ответственности

27,33

2,2

100,3

3,68

0,4

125,6

Страхование предпринимательских и финансовых рисков

12,03

0,9

146,7.

1,48

0,2

54,6

^ Итого по добровольным видам страхования:

552,85

43,6

119,9

240,45

27,1

102,4

Обязательное страхование

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)

103,3

8,1

112,4

56,2

6,3

100,5

Обязательное страхование (кроме медицинского страхования и ОСАГО)

7,51

0,6

108,5

6,49

0,7

94,8

Обязательное медицинское страхование

604,19

47,7

124,2

585,25

65,9

122,9

^ Итого по обязательным видам страхования:

715,00

56,4

122,2

647,94

72,9

120,2

ИТОГО по обязательным и добровольным видам страхования:

1 267,85

100,0

121,2

888,39

100,0

114,8

Рисунок 3

Страховые премии и страховые возмещения в 2011 году по видам страхования, млрд. руб.


* в т.ч. с/х страхование с государственной поддержкой

** кроме медицинского страхования и ОСАГО


Таким образом, из выше приведенного видно, что, несмотря на положительную тенденцию развития российского страхового рынка, увеличения общего объема страховых премий, увеличения объема страховых премий на душу населения, ряд сегментов рынка страхования практически не развит. В частности, сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой, доля которого составляет всего 1,1% от общего объема страховых премий за 2011 год.

Оценивая количественные и качественные параметры страховой отрасли и роль государства в ее развитии, можно сделать вывод: страховой рынок России находится на начальном этапе своего развития и имеет большие возможности для совершенствования. В то же время государство не использует в полной мере весь потенциал страхования для решения экономических и социальных проблем общества. Хотя развитие страхового рынка не может происходить без серьезной и продуманной государственной поддержки.

Основу страхового рынка России составляют обязательные виды страхования. Развитие добровольного страхования предполагает активизацию работы участников рынка по совершенствованию взаимодействия между потребителями страховых услуг и их поставщиками.

Основной задачей современного этапа страхования является развитие и совершенствование взаимодействия между потребителями и поставщиками страховых услуг с целью формирования и укреплению доверия потребителей к страхованию в целом и к страховщикам в частности.


^ 2. СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011 ГОДУ


Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, занимает определенную нишу на страховом рынке России и представляет собой систему экономических и организационных мер, направленных на защиту имущественных интересов производителей сельскохозяйственной продукции, связанных с необходимостью предоставления страховой защиты от рисков утраты (гибели) и/или частичной утраты производимой ими продукции сельскохозяйственного назначения.

Стратегической целью формирования эффективной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой является предоставление доступных для подавляющей части сельскохозяйственных товаропроизводителей услуг по страхованию для комплексной защиты производства от основных рисков, в том числе и страхование доходов при производстве сельскохозяйственной продукции.

Институт страхования – это тот инструмент, который при его грамотном использовании может дать серьезный результат в плане повышения устойчивости отрасли.

Построение эффективной системы страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой должно помочь преодолению кризисных явлений в сельском хозяйстве, повысить инвестиционную привлекательность отрасли, сделать национальное агропромышленное производство конкурентоспособным в условиях нарастающей глобализации мировой экономики.

Для обеспечения доступности страхование осуществляется с государственной поддержкой из средств федерального бюджета на условиях, определенных законом и утверждаемых Правительством Российской Федерации постановлений. Основной целью государственной поддержки страхования урожая сельскохозяйственных культур является защита имущественных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей от возможного ущерба, связанного с воздействием опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений.

Для содействия развитию обеспеченного государственной поддержкой страхования урожая сельскохозяйственных культур в 2003 году было создано ФГУ «Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства» Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Основной целью деятельности Агентства является выполнение управленческих и методологических функций, обеспечивающих государственную поддержку страхования в сфере агропромышленного производства.

В соответствии с Уставом, основными задачами Агентства являются:

• организация мероприятий по обеспечению государственной поддержки страхования в сфере агропромышленного производства в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• информационное обеспечение деятельности по страхованию в сфере агропромышленного производства;

• обобщение опыта проведения страхования в сфере агропромышленного производства, разработка предложений по совершенствованию указанной деятельности и использованию новых механизмов и форм государственной поддержки страхования в сфере агропромышленного производства.

В 2011 году сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

В соответствии с положениями статьи 12 указанного Федерального закона сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой подлежат риски утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственной продукции, в том числе урожай сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей), урожая многолетних насаждений, посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая) в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные, песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье, переувлажнение почвы).

Для компенсации части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее 50 процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.

Порядок и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования и размер компенсации по договорам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007г. №446, предусмотрено выделение бюджетных средств на государственную поддержку сельскохозяйственного страхования в размере 26,6 млрд. рублей.


2.1. Показатели, характеризующие развитие рынка сельскохозяйственного страхования в Российской Федерации

Ситуацию на современном этапе развития системы сельскохозяйственного страхования в России в целом можно оценить положительно.

В сегменте сельскохозяйственного страхования в 2011 году работало 54 страховых организаций в 62 субъектах Российской Федерации (Рисунки 4, 5).

Рисунок 4

^ Количество страховых компаний, заключивших договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур в 2005-2011 гг., ед.




Рисунок 5

Общее количество субъектов Российской Федерации, и количество субъектов в которых были заключены договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой в 2005-2011 гг., ед.



Общее количество заключенных и принятых на субсидирование договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой в 2011 году по 62 субъектам РФ составило 7 003 договора (в том числе по страхованию озимых сельхозкультур посева 2010 года – 2 792 договора или 39,9 % от общего количества заключенных договоров) (Рисунок 6).


Рисунок 6


Соотношение количества договоров страхования урожая однолетних сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений и договоров страхования озимых сельскохозяйственных культур посева 2010 года, ед.



из них:

В 2011 году количество хозяйств, заключивших договоры страхования сельхозкультур с господдержкой на территории Российской Федерации составило 4 452, из них:

Рисунок 7


Количество хозяйств, заключивших договоры страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой
в 2005-2011 гг., ед.





Общая посевная (посадочная) площадь по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений составила 14 212,4 тыс. га, при этом удельный вес застрахованных посевных (посадочных) площадей в 2011 году составила 20,1 %. В соответствии с государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.07г. № 446 предусмотрено, что к 2012 году удельный вес застрахованных посевных (посадочных) площадей должен составлять 40% от общей посевной (посадочной) площади (Рисунки 8, 9, 10).

Рисунок 8

Соотношение площади застрахованных урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой и общей посевной (посадочной) площади сельскохозяйственных культур в 2005-2011 гг., млн. га




Рисунок 9 Рисунок 10


^ Застрахованная площадь

в 2011 г – 14,2 млн. га

Удельный вес застрахованных посевных площадей в общем объеме (целевой индикатор на 2012 год по госпрограмме)






Большую долю рынка агрострахования занимает Приволжский регион – 47,3% договоров от общего количества заключенных договоров страхования сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой. В 2011 году в Приволжском федеральном округе было заключено 3309 договоров страхования. Меньше всего заключено договоров страхования сельскохозяйственных культур с господдержкой в Северо-Западном федеральном округе. В 2011 году в данном регионе было заключено 56 договоров страхования, что составляет менее 1 % от общего количества договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур. (Рисунок 11).


Рисунок 11


^ Доля федеральных округов в портфеле договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в 2011 году





Сумма уплаченной страховой премии по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой за 2011 год составила 13 735,9 млн. рублей (Рисунок 12).


Рисунок 12


Сумма уплаченной страховой премии по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой
в 2005-2011 гг., млн. руб.


^ 2.2. Субсидирование сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой

Учитывая тот факт, что одним из главных препятствий для развития системы сельскохозяйственного страхования является тяжелое финансово-экономическое положение большей части потенциальных страхователей, важнейшей задачей является разработка и реализация мер, направленных на обеспечение доступности страхования сельскохозяйственных рисков для максимально широкого круга сельскохозяйственных товаропроизводителей.


Анализ мирового опыта страхования в сфере агропромышленного производства показывает, что практически во всех развитых странах сельскохозяйственное страхование осуществляется при условии активной поддержки и участии государства (Канада, Испания, США, Франции и др.). Финансовое участие государства в процессе страхования выражается либо в субсидировании им части страховой премии, уплачиваемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, либо в виде его участия в возмещении ущерба, возникшего в результате страховых случаев.

В 1993 году в России была введена система государственной поддержки на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей при осуществлении страхования урожая сельскохозяйственных культур. В основу действующей модели системы государственной поддержки сельскохозяйственного страхования в России положен принцип софинансирования, предусматривающий выделение средств из федерального и регионального бюджетов на компенсацию части затрат по оплате страховой премии сельскохозяйственными товаропроизводителями при заключении договоров страхования.

С 2001 года размер средств, выделяемых федеральным бюджетом Российской Федерации на компенсацию части затрат по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой, увеличивался с каждым годом и в 2011 году составил 5,0 млрд. рублей. Из бюджетов субъектов на эти же цели было перечислено 0,89 млрд. руб. (Рисунок 13).


Рисунок 13

^ Субсидии, предоставляемые из федерального бюджета

на компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений, в 2005-2011 гг., млн. руб.



Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.07г. № 446 предусмотрено, что к 2012 году объем субсидий из федерального бюджета на компенсацию части затрат для осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой увеличится до 6 млрд. рублей. На 2011 год размер федеральных субсидий составил 5 млрд. руб.

В 2011 году субсидии распределялись согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1199.

Для компенсации части затрат на страхование сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств предоставляются субсидии в размере не менее 50 процентов от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.

В целях обеспечения эффективной защиты экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также создания рационального, устойчивого и сбалансированного сельскохозяйственного производства в ряде субъектов Российской Федерации разработаны и приняты законодательные акты о региональных целевых программах развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, которые регламентируют порядок предоставления средств из бюджетов субъектов РФ.

Однако остается нерешенной проблема применения отдельными страховыми компаниями «серых» схем при осуществлении сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой. На Рисунке 14 видно, что за 2005-2009 гг. размер страховых возмещений, выплаченных сельскохозяйственным товаропроизводителям, находятся на одном уровне – в среднем в пределах 49-67% от уплаченных страховых премий независимо от сложившихся погодных особенностей года, т.е. воздействия на урожай опасных для производства сельскохозяйственной продукции опасных явлений. Так например, в 2008 году была объявлена чрезвычайная ситуация в Южном федеральном округе в связи с засухой, а в 2009 в Центральном и Приволжском ФО. В 2010 г. выплаты составили 73% от уплаченных страховых премий.

Рисунок 14


Соотношение выплаченных страховых возмещений, объема государственной поддержки к уплаченным страховым премиям по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений в 2005-2011 гг., млн. руб.



Доля государственных субсидий из федерального бюджета в сумме уплаченных страховых премий по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений в период с 2005 года по 2010 год составляла в среднем 37,5%. При этом в 2009 году доля бюджетных средств относительно предыдущих годов сократилась до 27%, в 2011 году составила 36,4% (Рисунок 15).


Рисунок 15


Сумма уплаченных страховых премий по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений и сумма субсидий из федерального бюджета в 2004-2010 гг., млн. руб.





На рисунке 16 приведены данные по страховым организациям (28 компаний), у каждой из которых объем полученных страховых премий по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений с государственной поддержкой в 2011 г. составил не менее 100 млн. руб. Объем полученных этими организациями страховых премий составил 13 075 млн. руб. или 95,2% к общему объему страховых премий.

Рисунок 16

Сумма уплаченных сельскохозяйственными товаропроизводителями страховых премий по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений в 2011 году по страховым организациям, млн. руб.


2.3. Объединения агростраховщиков, работающие на рынке сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации
На рынке агрострахования в России в 2011 году работали два основных объединения агростраховщиков. Это некоммерческая организация «Национальный союз агростраховщиков» и Ассоциация агропромышленных страховщиков «Агропромстрах». Объединения страховщиков созданы на добровольной основе для координации их деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.

На рисунках 17-18 представлены данные по страховым объединениям, работающим на российской рынке агрострахования с государственной поддержкой.

Наибольшее количество договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в 2011 г. заключено компаниями, входящими в ассоциацию «Агропромстрах».

В общей сложности 16 компаниями, входящими в Ассоциацию, было заключено 4 053 договора страхования, что составляет 57,9% от общего количества заключенных договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур в 2011 г. Полученная страховая премия составила 7 074,4 млн. руб. или 51,5% полученной страховой премии в 2011 году.


Рисунок 17


Количество заключенных договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой по страховым объединениям в 2011 году, ед.




Рисунок 18

Сумма полученной страховой премии по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой по страховым объединениям в 2011 году, млн. руб.




Второе место по общему количеству договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой занимает Некоммерческая организация «Национальный союз агростраховщиков». 23 компании-членов НО «НСА» заключили 2 270 договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур, что составляет 32,4% от общего количества договоров страхования, а общий объем полученной страховой премии по заключенным договорам страхования (в размере 4 515,3 млн. руб.) – 32,9% от общей полученной страховой премии всеми страховыми компаниями в 2011году.

На третьем месте по количеству заключенных договоров страхования в 2011году находятся компании, не входящие в состав страховых объединений. Удельный вес договоров страхования (в количестве 680 договоров), составляет 9,7% от общего количества договоров страхования, а общий объем полученной страховой премии по заключенным договорам страхования (в размере 2 146,2 млн. руб.) – 15,6% от общей полученной страховой премии всеми страховыми компаниями в 2011 году

^ 2.4. Проблемы системы сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2011 году

Несмотря на позитивную работу, проделанную по развитию сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в 2011 г. остался ряд нерешенных вопросов и проблем, тормозящих эффективное использование финансовых ресурсов, выделяемых на поддержку страхования государством и обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственного страхования:

- несовершенство действующей нормативно-правовой базы, регулирующей современную систему сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой;

- высокая стоимость страхования и необходимость оплаты 100% страховой премии при заключении договора страхования, и как следствие - повышенная финансовая нагрузка на сельскохозяйственного товаропроизводителя во время проведения сезонных полевых работ. При этом средства в виде субсидий из федерального и региональных бюджетов зачастую возвращаются только через 3-6 месяцев;

- отсутствие страховых инструментов для покрытия крупномасштабных убытков и системы перераспределения рисков, что приводит к высокой вероятности невыплаты страховых платежей пострадавшим сельхозтоваропроизводителям и банкротства отдельных страховых компаний в случае возникновения катастрофических убытков;

- отсутствие единой системы независимой оценки ущерба и порядка урегулирования убытков по договорам страхования, обеспеченных государственной поддержкой;

-отсутствие понятных для сельскохозяйственных товаропроизводителей единых стандартов страхования и оценки ущерба;

- сохраняется практика применения различных «серых» схем в целях получения средств государственной поддержки без осуществления реального страхования сельскохозяйственных рисков.
^ 2.5. Работа по совершенствованию сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой 2.5.1. Основные нововведения в законодательной базе по сельскохозяйственному страхованию, осуществляемому с государственной поддержкой, в Российской Федерации
1. В 2006 году был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 26.12.2006 г. № 264-ФЗ.

В статье 12 Закона «Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой»:


2. В 2008 году по инициативе Минсельхоза России был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»» от 11.06.2008г № 83-ФЗ. В соответствии с этими изменениями объем финансирования сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет бюджетных средств на компенсацию части затрат на уплату субсидий был определен в размере не менее 50% от уплаченной страховой премии (страховых взносов) по договору страхования.


3. В 2007 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007г. №446 была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, которая определила, в частности, объем финансирования и целевые показали по сельскохозяйственному страхованию на 5 лет (Таблицы 5,6).


Таблица 5


Приложение N 2

к Государственной программе

развития сельского хозяйства

и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия

(2008 - 2012 годы)


^ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ,

СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ (2008 - 2012 ГОДЫ)

^ ПО ПОДПРОГРАММАМ (НАПРАВЛЕНИЯМ)

(млн. рублей)




2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год


…IV. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства


13. Снижение рисков в сельском хозяйстве

3 400

5 500

10 700

6 000

6 000



Таблица 6


Приложение N 3

к Государственной программе

развития сельского хозяйства

и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия

(2008 - 2012 годы)


^ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ РЕАЛИЗАЦИИ

МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ

^ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ (2008 - 2012 ГОДЫ)





Единица измерения год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

^ ...IV. ДОСТИЖЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Снижение рисков в сельском хозяйстве

44. Удельный вес застрахованных посевных площадей в общей посевной площади

процентов

25

29

32

35

40


4. Во исполнение Федерального Закона «О развитии сельского хозяйства» были приняты постановления Правительства Российской Федерации, которые определяли порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений №254 от 28.04.2007г., № 1091 от 31.12.2008 г. и
№ 1199 от 31.12.2009 года.

Принятое постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1199 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений»:

  1. Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации №1199 Минсельхозом России были утверждены приказы:

    • № 235 от 29.06.2010г. «Об утверждении методик определения страховой стоимости и размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений и ставок для расчета субсидий»

- № 455 от 29.12. 2010 г. «О формах документов для предоставления субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений и контроля за эффективностью их использования»

Вышеуказанными приказами утверждены:

    • методики определения страховой стоимости, размера утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений;

    • ставки для расчета размера субсидий;

    • формы документов для предоставления субсидий.


6. Разработана и одобрена Комиссией Правительства РФ по вопросам АПК Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года, которая будет реализована в 3 этапа:

Концепция определяет основные направления формирования единой государственной политики в области развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на долгосрочный период


По своему значению принятые законодательные акты явились важным шагом вперед в развитии системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.

2.5.2. Работа в сфере информационного обеспечения страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой
1. С целью распространения опыта сельскохозяйственного страхования ФГУ «ФАГПССАПП» Минсельхоза России были подготовлены и выпущены специализированные информационные и методические материалы по вопросам сельскохозяйственного страхования:


2. При поддержке ФГУ «ФАГПССАП» Минсельхоза России с 2004 года выпускается информационно – практический журнал «Агрострахование и кредитование». На сегодняшний день выпущено 79 номеров журнала. Тираж издания составляет 10 000 экземпляров. Проводится адресная рассылка журнала сельхозтоваропроизводителям, органам государственной и муниципальной власти, агрохолдингам, вертикально-интегрированным компаниям, производителям и поставщикам сельхозтехники и оборудования, страховым компаниям, банкам, сельскохозяйственным научным учреждениям и др.

В журнале публикуются статьи специалистов и руководителей органов управления АПК России и субъектов РФ, страховых компаний, научных работников, вести из регионов, методический материал по организации страхования в сельском хозяйстве с государственной поддержкой и по организации кредитования сельского хозяйства, информация об основных игроках на рынке агрострахования, научные разработки, мировой опыт в сельхозстраховании с господдержкой и пр.


3. Создан и функционирует сайт Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства Минсельхоза России www.fagps.ru, на котором размещены законодательные акты, постановления Правительства, приказы Минсельхоза России, касающиеся сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, информационно-практические пособия и брошюры по сельскохозяйственному страхованию для использования их в работе сельхозтоваропроизводителями, специалистами органов управления АПК, страховых компаний, статистическая информация по сельскохозяйственному страхованию, информация об Агентстве, новости, международный опыт о страховании сельскохозяйственных рисков и пр.


4. С целью популяризации сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой и доведения основных положений системы сельскохозяйственного страхования до всех участников рынка особое внимание уделяется проведению семинаров и круглых столов по вопросам организации и проведения сельскохозяйственного страхования.

В 2011 г. было подготовлено, проведено и принято участи в 8 семинарах, совещаниях, круглых столах, форумах в г.г. Москва, Тамбов, Волгоград, Оренбург.

5. На базе ФГУ ФАГПССАП создан и активно функционирует информационно-аналитический центр, в задачи которого входит формирование базы данных в разрезе регионов, содержащей в себе информацию по различным категориям, начиная от руководителей субъектов Федерации, глав региональных органов управления АПК и муниципальных образований до рядовых сельхозтоваропроизводителей. В настоящее время база данных ведётся по регионам и содержит информационные данные о сельскохозяйственных товаропроизводителях.


6. ФГУ «ФАГПССАП» Минсельхоза России была создана система региональных страховых координационных центров, на сегодняшний день охватывающая 48 субъектов Российской Федерации. Координаторы – консультанты страховых координационных центров оказывают информационно-консультационную помощь и правовую поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям на местах по вопросам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой.
^ 2.5.3. Создание системы независимой агроэкспертизы
При поддержке ФГУ «ФАГПССАП» Минсельхоза России велась активная работа по созданию системы независимой агроэкспертизы. Был сформирован реестр независимых экспертов (по состоянию на 31.12.2011 г. в реестре - 168 экспертов).

ФГУ «ФАГПССАП» разработало Методические рекомендации по единому порядку проведения страховыми организациями андеррайтинга принимаемого на страхование риска сельскохозяйственных товаропроизводителей при заключении договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой Указанные рекомендации, как единый стандарт методологии андеррайтинга страховых рисков, принимаемых на страхование, предложены страховым организациям для использования в практической работе по проведению сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой.
^ 2.5.4. Обобщение международного опыта осуществления сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой
В соответствии с Совместной Декларацией о сотрудничестве между Минсельхозом России и Министерством сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Королевства Испании по страхованию в сфере агропромышленного производства, подписанной Министрами обеих стран 19.06.2007, создан Совместный российско-испанский Комитет по агрострахованию (далее – Комитет) в составе представителей Министерств и руководителей Государственных агентств по сельскохозяйственному страхованию России (ФГУ ФАГПССАП) и Испании (ЭНЕСА).

На первом заседании Комитета, проведенном в Москве 14.03.2008 принят План сотрудничества между ФГУ ФАГПССАП и ЭНЕСА на 2008 – 2009 гг. Планом сотрудничества предусмотрено осуществление мероприятий по совершенствованию российской системы агрострахования, повышению страховой защищенности сельского хозяйства России от последствия неконтролируемых климатических рисков, обучению и повышению квалификации кадров. В соответствии с Планом сотрудничества сформирована рабочая группа российских и испанских экспертов для подготовки рекомендаций и предложений по модернизации российской системы агрострахования и дальнейшему развитию двустороннего сотрудничества.

С участием испанской стороны в России были проведены 2 международные конференции по вопросам путей модернизации системы сельскохозяйственного страхования на примере опыта Испании:

в 2006 г. – в Москве;

в 2008г. – в городе Белокуриха Алтайского края;

в 2010 году российские специалисты приняли участие в международной конференции в Мадриде;

в 2011 году российские специалисты знакомились с опытом работы Космического центра «Демос» в г. Вальядолид (Испания). Испанские специалисты приняли участие в работе 2 семинаров в г. Москве по вопросам космического мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

^ 2.5.5. Работы по созданию страховых объединений
В 2007 году при активной поддержке Минсельхоза России, Минфина России, Федеральной службы страхового надзора, Всероссийского союза страховщиков, ФГУ «ФАГПССАП» Минсельхоза России было создано некоммерческое объединение страховых компаний Национальный союз агростраховщиков.

Целью деятельности НО «НСА» является формирование цивилизованного рынка агрострахования, в том числе координация деятельности участников рынка сельскохозяйственного страхования, оказание консультационной помощи сельхозпроизводителям, внедрение новых единых стандартов страхования, а также объединение усилий по своевременной и полной выплате страховых выплат.

Также создано и функционирует другое объединение агростраховщиков – Ассоциация «Агропромстрах».

Члены НСА и Агропромстраха работают на основе согласованных внутри каждого объединения правил страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой.

Страховые объединения – это еще один реальный шаг в сторону обеспечения более эффективной страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей.


^ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКОЙ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Анализ ситуации на рынке сельскохозяйственного страхования свидетельствует о том, что для дальнейшего развития сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, необходимо совершенствование существовавшей в 2011 г. системы страхования сельскохозяйственных рисков, вовлечение в страхование большего количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, тем самым, обеспечивая стабильность социально-экономического развития села. В тоже время следует отметить, что построение эффективной системы страхования сельскохозяйственных рисков невозможно без участия государства.

Основные направления формирования единой государственной политики в области развития сельскохозяйственного страхования на долгосрочный период определила Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года, одобренная Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса.

В Концепции сформулированы цели, задачи, направления и способы создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов российских производителей сельскохозяйственной продукции всех форм собственности на всей территории Российской Федерации, а также национальных интересов Российской Федерации, связанных с производством продукции сельскохозяйственного назначения и обеспечения продовольственной безопасности страны.

В соответствии с планом первоочередных мероприятий по реализации Концепции в 2011 г. был подготовлен и принят Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страховании и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который вступил в силу с 1 января 2012 года.

Данный закон направлен на совершенствование системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой и предусматривает значительное число новаций:

- c принятием закона решается проблема по снижению финансовой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Согласно новому механизму сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой сельскохозяйственные товаропроизводители оплачивают 50% начисленной страховой премии по договору страхования.

Оставшаяся часть страховой премии, подлежащая оплате, на основании заявления сельскохозяйственного товаропроизводителя уплачивается органом управления АПК субъекта Российской Федерации на расчетный счет страховщика;

- законом вводится План сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, которым ежегодно определяется перечень объектов сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, а также предельные ставки для расчета размера субсидий;

- сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой осуществляется от риска утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, сельскохозяйственных животных;

- под утратой (гибелью) урожая понимается снижение фактического урожая на 30% и более по сравнению с запланированным, а многолетних насаждений - потеря многолетними насаждениями жизнеспособности более чем на 40% посадочных площадей;

- расширен перечень объектов сельскохозяйственного страхования, по которым осуществляется государственная поддержка. С 2013 года предусмотрено распространение государственной поддержки на страхование сельскохозяйственных животных. Данное нововведение будет способствовать повышению финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся животноводством, которое в настоящее время является одним из приоритетных направлений развития сельского хозяйства в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы;

- расширен перечень опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений. В перечень, в том числе, вошли такие явления, как суховей, сильный ветер, природный пожар и др.;

- расширен перечень событий, явившихся причиной наступления страхового случая. Наряду с опасными природными явлениями в перечень рисков, страхование которых осуществляется с государственной поддержкой, вошли:

- вводятся единые стандарты страхования с целью упрощения процедур заключения договора и выплаты страхового возмещения, а также единые стандарты оценки ущерба;

- в соответствии с законом будут приняты практические меры по развитию системы экспертной оценки ущерба, обеспечивающие независимую оценку причин утраты (гибели) застрахованного объекта и размера ущерба и своевременные и в полном объеме страховые выплаты при наступлении страховых случаев;

- страховая сумма устанавливается в размере не менее 80% от страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, а также сельскохозяйственных животных;

- предусмотрено использование механизма безусловной франшизы (участия страхователя в риске) в размере от 0 до 40% от страховой суммы, что дополнительно снижает финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей’

- страхование сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой осуществляется страховыми организациями, являющимися членами объединения страховщиков.

Объединение страховщиков выполняет функции поддержания платежеспособности всей системы в случае банкротства одного из страховщиков за счет формирования фонда компенсационных выплат путем перечисления части (не менее 5%) полученной страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования.

По своему значению указанные изменения призваны стать важным шагом в развитии системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в России с учетом международного опыта. Новые правовые механизмы позволят модернизировать сельскохозяйственное страхование в России и построить эффективную, прозрачную, работоспособную систему в интересах обеспечения экономической устойчивости национального сельского хозяйства и большей доступности страхования для российских сельхозпроизводителей.


1 Обобщенные оперативные данные, полученные от 513 страховых организаций, предоставивших в ФСФР сведения по форме № 1-С.

2 Оценочные данные на 1 января соответствующего года. Источник: Федеральная служба государственной статистики.

3 Обобщенные оперативные данные, полученные от 513 страховых организаций, предоставивших в ФСФР сведения по форме №1-С.

4 Обобщены данные, предоставленные органами управления АПК субъектов Российской Федерации в Минсельхоз России по форме в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 455


glava-2-regionalnie-aspekti-promishlennoj-politiki-eksportoorientirovannij-kompleks-i-problemi-povisheniya-ego.html
glava-2-replikatori-literatura-ob.html
glava-2-revelation.html
glava-2-richard-knaak-krovavoe-nasledie.html
glava-2-risunok-i-fantaziya-rukovodstvo-po-detskoj-psihoterapii-vajolet-oklender-perevod-s-anglijskogo.html
glava-2-rodovie-osobennosti-antisovetskogo-mishleniya-razrushenie-sovetskogo-zhizneustrojstva-i-likvidaciya-sovetskogo.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yamajka-opisanie-i-stoimost-ekskursij.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasporyazhenie-stranica-12.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vladimir-makanin-odin-iz-krupnejshih-pisatelej-sovremennosti-laureat-gosudarstvennoj-premii-rossijskoj-federacii-bukerovskoj-premii-i-dr-data-vihoda-v-nalichii-stranica-14.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2-poisk-smislovih-opor-lichnosti-na-perelomah-professionalnogo-vibora.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-a-rebrova-vpodgotovke-kalendarya-uchastvovali-stranica-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/nebolshaya-lekciya-dlya-pervokursnikov-stranica-6.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-osnovnie-meropriyatiya-v-oblasti-preduprezhdeniya-i-likvidacii-chrezvichajnih-situacij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reglament-federalnogo-arhivnogo-agentstva.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-ix-dannoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-zooinzhenernih-i-veterinarnih-fakultetov-vuzov-specializiruyushihsya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monografiya-chelyabinsk-enciklopediya-2010-288-s-uchebno-metodicheskie-materiali-istoriya-i-kultura-narodov-yuzhnogo-urala-metodicheskoe-posobie-dlya-uchitelej-kraevedeniya-chelyabinskoj-oblasti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tablica-a-svodnie-rezultati-rassmotrennih-polevih-ispitanij-na-predmet-vishelachivaniya-shin.html
  • notebook.bystrickaya.ru/harakteristiki-processa-modelirovanie-trebovanij-k-sisteme-29.html
  • spur.bystrickaya.ru/lite-pod-davleniem-eto-metod-plastikacii-i-formovaniya-gotovih-izdelij-pererabotka-plasticheskih-mass-provoditsya-na-specialnih-visokoproizvoditelnih-litevi.html
  • exam.bystrickaya.ru/vzaimosvyaz-mezhdu-pablik-rilejshnz-i-sredstvami-massovoj-informacii-chast-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-notariat-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-yuridicheskogo-fakulteta-advokatura-i-notariat-uchebno-metodicheskij.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-izucheniya-disciplini-vvedenie-v-specialnost-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-230104-sistemi-avtomatizirovannogo-proektirovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tvorcheskaya-fantaziya-e-ya-basin-hudozhnik-i-tvorchestvo.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-dogovora-arendi-imushestva-prednaznachennogo-dlya-ispolzovaniya-v-celyah-obsluzhivaniya-elektrosetevogo-oborudovaniya-stranica-3.html
  • literature.bystrickaya.ru/chelovek-i-vselennaya-stranica-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3-opit-primeneniya-metodiki-strukturizacii-finansovih-potokov-na-predpriyatiyah-volgogradskoj-oblasti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstvo-kabardino-balkarskoj-respubliki-postanovlenie-stranica-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarij-klassnogo-chasa-glavnoe-slovo-v-lyubom-yazike.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/istoriya-rajona-konkovo-chast-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/makroekonomicheskoe-prognozirovanie-opredelenie-tochek-ekonomicheskogo-rosta-i-konkurentosposobnost.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-biblioteka-tgeu-fond-zadachi-i-perspektivi-struktura-pravila-polzovaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-napravlenie-030400-istoriya-specialnost-030401-istoriya-status-disciplini-opd-r-1.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saba-tairibi-euraziyani-tabiat-zonalari-masati-euraziya-materigndeg-tabiat-zonalarini-erekshelktern.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/taktika-ochnoj-stavki-chast-15.html
  • turn.bystrickaya.ru/ot-7-iyunya-2008-g-n-182-voprosi-ministerstva-zdravoohraneniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/34-uchebnij-plan-po-specialnostyam-1-26-02-02-1-26-02-03-1-25-01-07.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skolko-verevochke-ne-vitsya-strategiya-borbi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-malotirazhnih-izdanij-i-neopublikovannih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-o-care-saltane-o-sine-ego-slavnom-i-moguchem-bogatire-knyaze-gvidone-saltanoviche-i-o-prekrasnoj-carevne-lebedi.html
  • credit.bystrickaya.ru/pedagogika-audiovizualnogo-tvorchestva-v-socialno-kulturnoj-sfere-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-stranica-5.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/slajdi-obrazcov-oformleniya-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-informacionnie-tehnologii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.