.RU

Фактографическая проза, или пред-текст - часть 3

"С молодости меня привлекает форма изложения своих мыслей в виде кратких изречений, свободных набросков и отдельных, более длинных, но отрывочных размышлений. Я не раз пробовал это делать, но бросал, так как убеждался, как трудно уловить мысль, уложить ее так, чтобы это удовлетворяло; наконец, поднималась критика того, что стоит ли это записывать... Чередование тем и форм без всякого порядка казалось мне отвечающим естественному ходу мыслей живого думающего человека. Такая форма лучше дневника - особенно если она идет без системы, а так или иначе подобрано то, что казалось данной личности важным и нужным сказать человечеству, внести в мировую литературу".

* Вернадский В.И. Дневники. 1917-1921. Кн.1, 2. Киев, 1994, 1997.

Дневник, конечно, уже по своей форме привязан к хронологии и к внешнему контексту жизни человека, являясь неким продолжением его тела *. Вернадскому, как мы видим, хотелось бы максимально отвлечься, освободиться от этого навязываемого самой жизнью контекста, как от некой внешней оболочки, чтобы фиксировать только результаты работы духа, как бы сознания в чистом виде, вне времени, пространства и ограниченности собственным телом.

* Типично "дневниковым" продолжением можно считать, во-первых, описание того, что и где человек в данный день ел, какая была погода, как он себя чувствовал, сколько гулял, у кого был с визитами (с кем встречался и беседовал), что читал, сколько заплатил (за то или другое) и т.п. Таков, в целом, "Дневник для Стеллы" Д. Свифта (ср.: Ингер А.Г. Свифт и его "Дневник для Стеллы" // Свифт Д. Дневник для Стеллы. М., 1981. С. 516). Тут, впрочем, солидную долю текста составляют остроумные замечания, а усилия автора в значительной мере направлены на то, чтобы сделать чтение занимательным для адресата (парадоксально, что возможным адресатом выступал и сам автор).

Формально от дневника требуется по крайней мере датирование записей. Но записи могут вестись и совсем без дат (как мы видим, у Замятина, Платонова, Достоевского, и уж заведомо без фиксации места их возникновения), а просто по мере прихода их в голову, или даже подаваться читателю в специально перетасованном виде, как у В. Розанова, что представляет собой особого рода художественный изыск.

Так, например, вне зависимости от хронологии организованы "Записи и выписки" М.Л. Гаспарова, формально выстроенные по алфавиту в соответствии со списком ключевых слов, пронизывающим каждую из записей (или же в соответствии с некими девизами, ключевыми выражениями из них). Это напоминает дополнительное указание на тему в структуре письма электронной почты, а также построение художественного текста, располагаемого иногда в соответствии со структурой словарных статей (ср. "Хазарский словарь" М. Павича).

И действительно, часто нам совершенно не важно, под каким числом, скажем, в дневнике Пришвина стоит та или другая запись (если это не "фенологические заметки"). Дневник оказывается словно стоящим вне времени и пространства. (Это то, к чему, кажется, и стремился Вернадский.) Мысль Пришвина, Вернадского или Гаспарова часто движется во вневременном направлении. Она отталкивается от какого-то конкретного факта, идет к аналогиям с известными фактами и сюжетами из собственной биографии, к обобщениям и предположениям на более широкой основе. Часто из такого микротекстового фрагмента в дневнике рождается емкий и выразительный художественный образ, порой возникает даже нечто вроде притчи.

С. Семенова склонна, например, и в пришвинских дневниках видеть "классически афористическую прозу", со всей палитрой малых жанров последней:

"...Афористическая проза включает в себя вовсе не одни афоризмы, как можно предположить по названию, а целые слои малых художественных форм, таких как сценка или диалог, списанные с натуры, портрет, картина природы, свободное размышление, небольшое философско-поэтическое эссе и, наконец, собственно афоризмы" *.

* Семенова С.Г. "Жизнь, пробившая себе путь к вечности...". М. Пришвин-мыслитель // Человек. 2001. № 1. С. 166.

На мой взгляд, у Пришвина собственно афоризмов, т.е. всплесков изящного, специально отточенного остроумия не так уж много. Афоризмы иногда появляются в его дневнике, но служат, как правило, завершением какого-то рассуждения или целой их цепи. Скорее, все-таки, более характерный именно для его манеры выражения малый жанр следует признать размышлениями по (тому или иному) поводу, зарисовками с натуры, пробами пера и подступами к художественной прозе (к той сказке, которую он пытался писать всю жизнь).

К обыденной литературе и пред-тексту бесспорно надо отнести также незамысловатую фиксацию услышанного, те или иные случаи из жизни, записки на манжетах, наивные дневники (дневники литературно неискушенных авторов) и вообще сколько-нибудь этнографически ценные материалы. Именно сейчас интерес к подобной литературе значительно растет.

Интересна в этой связи публикация дневника простого врача из Рыбинска (К.А. Ливанова), значительную часть которого составляют записи чужих слов. Сравним такое, например, обращение к нему пациентки: (16 сент. 1926)

"Революция несчастная! Вот с нее и хвораю... только уж вам и говорю, потому мы считаем вас не за человека, а как бы за ангела" *.

* Ливанов К.А. Без Бога // Знамя. 2002. №1. С. 167.

У Льва Толстого записная книжка 1879 г. заполнена услышанными от олонецкого сказителя В.П. Щеголенка легендами и словарными записями. Подобного рода записям отведена специальная рубрика и в его книге "Язык", с фиксацией народных выражений, а иногда с приводимыми толкованиями их смысла:

"Удоволить - удовлетворить; Похоронка - место, куда прячут; Вперед не чухайся; Народ мляв; Часы. с перечасьем; 'Люди беззаступные; Дощупаюсь правды; Загвоздишь память; Улюбилась с ним; Колесами до земли не достает; В три руки хлебаем; Кости некому прихоронить: Выхмыльнул; Ухмылил; Домышлялся Поустали твои резвы ноженьки во б. пути-дороженьке, примахались руки, прикачалась головушка, призасмягли уста. # Ты зайди домишечко питейное, выпей чару зелена вина, а другую похмельную..." *.

* Толстой Л.Н. Записные книжки. М., 2000. С. 78-103. (Здесь и далее знак # служит для обозначения опущенного абзацного отступа в цитате.)

И у Достоевского в его сибирских тетрадях (от начала 1850-х до 1860-х годов) - записи фольклора, услышанного на каторге и в ссылке. Они пронумерованы (всего 486 записей) и легко читаются (были им аккуратно переписаны), в отличие от его поздних записей, о которых уже было сказано выше.

Обычно записи этнографического (и лингвистического) характера носят периферийный характер внутри дневника (А.М. Ремизов, например, регулярно помещает в конец своих дневниковых тетрадей перечни услышанных им слов, выражений, выписываемых из разных мест объ явлений и частушек), иногда этим материалам отводится специальное место, выделяются какие-то отдельные тетради (возможно, именно та ким образом Солженицын собирал "Словарь русского языкового расширения").

К пред-тексту безусловно относится и так называемая "домашняя письменность" (термин П.М. Бицилли) - т.е. блокноты, записи на память, стихотворные посвящения, поздравления, семейные книжки, девизы, шутки на случай - и все, что так или иначе отражает жизнь данного близкого дружеского круга *. Сюда же попадают уже упомянутые наивные дневники и наивная литература.

* Коркина Е.Б. От составителя // Цветаева М. Неизданное. Семья. История в письмах. М., 1999. С. 6.

Здесь можно назвать тексты, в которых, например, отсутствует членение на предложения, а заглавные со строчными буквами одинаковы, точка вовсе не употребляется, единственным знаком препинания служит запятая, тексты с явным преобладанием сочинительной связи и с полным отсутствием подчинительных предложений (как в автобиографии Ф.А. Виноградова, окончившего 3 класса церковно-приходской школы) *.

* Виноградов Ф.А. "Ну теперь, барышни, пройдемте по гулянию... " // Живая старина. М., 2000. № 4. С. 5.

Выборки из интересного "Дневника-рукописи" опубликованы в журнале "Исторический архив". Так его назвал составитель, некий Ф.Е. Ширнов. Рукопись представляет собой вручную переплетенную книгу более чем в тысячу страниц, которая начинается описанием появления автора на свет. Она включает в себя "расказы" (с одним "с" в авторской орфографии), изложенные то ли с чужих слов, то ли своего собственного сочинения, а также некие явно специально придуманные автором истории. Здесь дневник выступает уже не просто хранилищем фактов, а в качестве своего рода катализатора мысли, некоего основания творческой фантазии его создателя (и, безусловно, своеобразного мыслимого "памятника самому себе") *. Комментатор опубликованных отрывков замечает:

"Федор Ефимович талантливый рассказчик, но писатель - «первобытный», малограмотный, великолепно невежественный. В его рукописи говорят корни слов, отделенные от приставок, царит головоломный синтаксис, а слова «солнце» и «сердце» не склоняются... Такие тексты - граница, разделяющая обыденность и творчество, то есть та самая зона, по М.М. Бахтину, которая порождает все новые и новые вопросы и тем самым преобразует объект исследования" **.

* Коряковская Н.М. История вне факта и события. Из дневника Ф.Е. Ширнова 1932-1938 гг. // Исторический архив. 2001. №1.

** Там же. С. 30, 28.

Здесь важна, вероятно, и постоянная потребность человека переписывать, переделывать свой текст.

Автор этого дневника родился в Литве, в семье русских крестьян-переселенцев. Эпиграфом к своему труду он поставил (почти по Пруткову) "Хотелось, чтоб cue бесмертно было". Один экземпляр его грандиозной рукописи якобы был отослан самому Сталину, а на последней, 1058-й, странице сохранившегося у автора экземпляра нарисован гроб, украшенный флажками с надписью по всему торцу: "СТАЛИН. Ты родной для нас всех". При этом комментатор замечает, что вряд ли автор вкладывал в это какой-то двойной смысл. Запись за 1938-й - последний год ведения дневника: "Живи наш Сталин столько лет, сколько будет существовать мир и человек" *. Очевидно, сам Сталин сделался адресатом этого труда всей жизни только в какой-то момент (может быть, уже перед смертью автора), а до этого дневник велся для самого себя, для близких и друзей, может быть, потомков. Вариантов конкретного адресата, кому предназначается дневниковая запись, бесконечно много, как и самих поводов для внесения записи. Чаще всего адресат (как и повод) бывает только предполагаемым, гипотетическим **.


glava-20-sallivan-g-s.html
glava-20-shestoj-kosmicheskij-princip-zhuchkov-a-g-prikosnovenie-k-tajne-ili-ob-osnovah-filosofii-edinstva.html
glava-20-sledstvennij-eksperiment-uchebnik-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem-pravovih-aktov-po-sostoyaniyu-na.html
glava-20-sovremennaya-ritualnaya-magiya.html
glava-20-steh-por-kak-atakuyushij-flot-rasi-pribil-na-tosev-3-admiral-atvar-mnozhestvo-raz-sobiral-kapitanov-korablej.html
glava-20-svojstva-prostih-lekarstv-i-lekarstvennih-komponentov-tantra-osnov-atlas-tibetskoj-medicini-list-1.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-05-13-06-avtomatizaciya-i-upravlenie-tehnologicheskimi-processami-i-proizvodstvami-naimenovanie-disciplini-modulya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/610-oformlenie-raschetov-obrazovatelnij-standart-vuza.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema14-urovni-i-formi-meropriyatij-pablik-rilejshz-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-dnevnogo-i-zaochnogo.html
  • education.bystrickaya.ru/-43-logicheskaya-struktura-novikov-a-m-n73-metodologiya-obrazovaniya-izdanie-vtoroe.html
  • education.bystrickaya.ru/26-viborka-dlya-empiricheskogo-issledovaniya-planirovanie-issledovaniya-16-viborka-dlya-empiricheskogo-issledovaniya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadanie-1-kak-proanalizirovat-i-test-opredelenie-osnovnih-motivov-vibora-professii-test-vasha-motivaciya-k.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ocenka-pravilnosti-ponyatij-i-suzhdenij.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-vremeni-na-otkritom-vozduhe-esli-dazhe-takim-lyudyam-lesnie-progulki.html
  • education.bystrickaya.ru/3-3-zakonomernosti-i-principi-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-umk-uchebno-metodicheskij-kompleks-pedagogika.html
  • student.bystrickaya.ru/-------------------------.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-desyataya-silver-na-kovrike-kir-bulichev.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-uchebniku-russkij-yazik-grammatika-tekst-stili-rechi-10-11-kl.html
  • letter.bystrickaya.ru/neotranscendentalizm-v-filosofii-nauki-ekassirer-tema-ideya-filosofii-nauki-eyo-cel-i-osnovnie-problemi-nachinaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korrupciya-kak-sistemnoe-socialnoe-yavlenie-problema-genezisa.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-harakteristika-materialnoj-kulturi-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • assessments.bystrickaya.ru/cocialnaya-stratifikaciya-chast-6.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prakticheskoe-zadanie-na-poisk-informacii-v-globalnoj-kompyuternoj-seti-internet-vopros-informaciya-edinici-izmereniya-kolichestva-informacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ekologicheskoe-pravo-napravlenie-podgotovki.html
  • school.bystrickaya.ru/9-informacionnoe-opisanie-nacionalnaya-akademiya-nauk-belarusi.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-formirovanii-vedenii-i-hranenii-lichnih-del-studentov-slushatelej-aspirantov-doktorantov-i-soiskatelej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-lokalnie-seti-i-web-dizajn.html
  • lesson.bystrickaya.ru/napravleniya-sovremennoj-globalistiki.html
  • books.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma-vokalnogo-obedineniya-iskusstvo-peniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-po-discipline-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-dlya-uchashihsya-grupp-3-kursa-dou.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-posvyashen-metodam-i-programmnim-sredstvam-semanticheskogo-poiska-v-seti-internet-osoboe-vnimanie-udeleno-zadacham-semanticheskoj-indeksacii-i-poiska.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/r-shtejner-zapadnie-lozhi-i-arimanicheskoe-bessmertie-stranica-3.html
  • school.bystrickaya.ru/konspekt-po-nalogooblozheniyu.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/k-psihol-n-docent-vostroknutova-t-f-stranica-5.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-sistemi-ocenki-kachestva-obrazovaniya-sistema-ocenok-prizvana-obespechit-odinakovie-trebovaniya-k-znaniyam-umeniyam-i-navikam-vseh-uchashihsya-po-razlichnim-uchebnim-disciplinam.html
  • lecture.bystrickaya.ru/52-podbor-filtrov-1-ishodnie-dannie-dlya-proektirovaniya-8.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nemeckaya-klassicheskaya-filosofiya-stranica-15.html
  • bukva.bystrickaya.ru/storya-ukrani-do-hvi-st.html
  • literatura.bystrickaya.ru/regionalnij-bazisnij-uchebnij-plan-vechernih-smennih-ou-yaroslavskoj-oblasti-zaochnaya-forma-obucheniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/docent-vtokar-kurs-lekcij-po-filosofii-uchebnoe-posobie.html
  • studies.bystrickaya.ru/bezopasnost-knigoizdaniya-dlya-detej.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.