Формирование базовых интеллектуальных умений у дошкольников
.RU

Формирование базовых интеллектуальных умений у дошкольников

Процесс умственного (познавательного) развития ребенка идет, с одной стороны, через усвоение знаний, а с другой – через овладение мыслительными (интеллектуальными) умениями.

Однако в работе с дошкольниками и школьниками больше времени уделяется формированию конкретного багажа знаний, а развитие мыслительных способностей остается без должного внимания.

Это подтверждают исследования, проведенные в разных выборках, которые свидетельствуют, что интеллектуальные умения недостаточно сформированы не только у дошкольников и школьников, но и у студентов, у преподавателей вузов.

Доказано, что успешность овладения интеллектуальными умениями зависит не от возраста, а от типа обучения (Н.А.Подгорецкая, А.А.Рахимов).

Ведущие педагоги и психологи (Д.Н.Богоявленский, А.В.Даринский, Е. Н. Кабанова-Меллер, ААЛюблинская, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина и др.) считают интеллектуальные умения одним из показателей общего уровня умственного развития человека, фактором повышения качества знаний, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей. Овладение интеллектуальными умениями способствует преодолению учебной нагрузки в школе и в профессиональной деятельности в дальнейшем – за счет интенсификации и гибкости мышления.

Необходима целенаправленная работа по формированию у дошкольников основных (базовых) мыслительных (интеллектуальных) умений, которые лежат в основе процесса познания.

Основной формой работы являются игры и игровые упражнения, которые могут быть включены как в конспект занятия, так и в процессе игровой деятельности. В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений. Сначала дети учатся выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, закреплять в сознании, сопоставлять и обобщать по этим качествам разные предметы. Затем в старшем дошкольном возрасте дети овладевают умениями выявлять в объектах, абстрагировать и закреплять в сознании одновременно несколько качеств, сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств. При этом сначала идет овладение интеллектуальными умениями на сенсорном уровне, когда ребенок оперирует образами, а в старшем дошкольном возрасте эти умения переходят на вербальный (логический) уровень.

Базовые интеллектуальные умения:

УМЕНИЕ

- свойство личности человека, его способность выполнять определенное действие в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний и навыков

- сочетание знаний и навыков, обеспечивающее успешное выполнение деятельности

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ (интеллектуальные умения)

- умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями

- способы мыслительной деятельности, посредством которых человек решает мыслительные задачи

Мыслительные операции разнообразны. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

БАЗОВЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

-Анализ

-Синтез

-Сравнение

-Обобщение

-Классификация

-Абстрагирование

-Установление причинно-следственных связей и аналогий

-Умение обдумывать и планировать свои действия

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений

- умение выделять в явлении разные стороны, умение вычленять в предмете конкретные особенности

- логическая операция, при которой изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства), каждый из которых потом исследуется в отдельности как часть расчлененного целого

Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

- мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение (или генерализация) отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:общие как сходные признаки и;общие как существенные признаки.Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его

- мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов

- мысленное распределение предметов и явлений по группам в зависимости от сходства и различия друг с другом

Систематизация - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему

Установление причинно-следственных связей и аналогий –

-Рассуждение - вид мыслительной деятельности, в котором одна мысль последовательно выводится из другой, одни суждения из других

-Умозаключение - вид рассуждения, в котором из уже известных суждений по правилам формальной логики выводятся еще не известные суждения

-Доказательство – прием умственной деятельности, состоящий в обосновании определенного положения путем приведения суждений, истинность которых несомненна

Умение обдумывать и планировать свои действия

Планирование - возможность ребенка намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели

Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, умением системно думать об окружающей его действительности, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения задач.

Самостоятельность – значительное свойство человека – результат воспитания. Она – важнейшее условие самореализации личности, развития творческого мышления.

Но почему же так много людей не самостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужное решение.

Видимо не научили их с детства планировать свою деятельность, а сами они не смогли увидеть значимость планирования.

Поэтому и стоит перед педагогами задача: воспитать у детей самостоятельность. Воспитанию самостоятельности помогает ТРИЗ-педагогика, где показаны алгоритмы, помогающие решать противоречия.

В ТРИЗ - педагогике разработаны алгоритмы: системного и функционального анализа, решения задач, проведения морфологического анализа, сужения поля поиска, преобразования объекта.


fotochtenie-kurs-personalnogo-obucheniya-stranica-3.html
fotoeffekt.html
fotofakti-v-stolice-altajskogo-kraya-dva-mesyaca-budet-rabotat-peredvizhnoj-delfinarij.html
fotografii-dlya-kataloga-lyubezno-predostavleni-redakciej-gazeti-inzhener-fizik-sovremennaya-missiya-mifi-nacionalnij-issledovatelskij-yadernij-universitet.html
fotografiya-chast-2.html
fotografiya-zhurnala-time-chast-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-o-pedagogicheskih-rabotnikah-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-fakulteta-ekonomiki.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iskusstvo-byulleten-novih-postuplenij-2007-god.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/blagotvoritelnost-centralnaya-pressa-kalejdoskop-vmerii-proshla-tradicionnaya-press-konferenciya-valeriya-gergieva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oao-rossijskie-zheleznie-dorogi-severnij-centr-nauchno-tehnicheskoj-informacii-i-bibliotek.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trushev-aleksandr-igorevich-uchenik-8-klassa-a-krasovskaya-elena-ivanovna-uchitel-visshej-kvalifikacionnoj-kategorii-berdsk-2010.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kak-projti-test-na-doping-kontrol-i-nalichie-alkogolya-v-krovi-glava-8-pravila-igri-v-podkidnogo-duraka-glavi-4-9-stranica-41.html
  • reading.bystrickaya.ru/konsolidirovannij-otchet-o-kassovih-postupleniyah-i-vibitiyah-kodi-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prokat-metalla-chast-2.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vichislenie-matrici-v-ms-excel.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-12soblazni-kommentariya-izmeneniya-v-rossii-i-drugih-stranah-vostochnoj-evropi-otkrili-novie-vozmozhnosti-dlya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prioritetnij-nacionalnij-proekt-obrazovanie-zayavka-na-uchastie-v-konkurse-po-otboru-obrazovatelnih-uchrezhdenij-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-vnedryayushih-innovacionnie-obrazovatelnie-programmi-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-plan-2-vvedenie-3-deyatelnost-klassnogo-rukovoditelya-7-1-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-klassnogo-rukovoditelya-v-rabote-s-uchashimisya-i-ih-roditelyami-7.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skazka-starogo-ksafana-aleksej-plohov-ideya-igri-s-kukloj.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zanyatie-1-vvodnoe-issledovanie-obrazi-i-vospriyatiya-vojni-vooruzhennogo-konflikta.html
  • writing.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-effektivnosti-investicionnih-proektov.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-odp-1-matematika.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/evolyuciya-i-proishozhdenie-boleznej.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-diplomnij-proekt-razrabotat-benzinovij-dvigatel-moshnostyu-77-kvt-pri-n6200-min-1.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoki-i-istoriya-razvitiya-psihologii-zdorovya-ponyatie-psihicheskogo-zdorovya-zdorove-i-ego-norma.html
  • education.bystrickaya.ru/3-a-kushat-hochetsya-vsegda-spravochnik-pervokursnika.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-razvitie-sferi-kulturi-otchet-o-vipolnenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-reformirovanie-i-modernizaciya-zhilishno-kommunalnogo-hozyajstva-chuvashskoj-respubliki-na-2002-2010-godi-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-laboratorno-ekzamenacionnoj-sessii-dlya-studentov-6-kursa-specialnosti-160903-ak-zf.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-cepi-podachi-smesheniya-kurs-lekcij-cheboksari-2010-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-federalnoe-gosudarstvennoe.html
  • reading.bystrickaya.ru/laski-i-novij-predsedatel-oblizbirkoma-obzor-kaliningradskih-smi-1-rieltori-4-sovet-kak-kontrolirovat-rieltora-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-standartizaciya-i-ekologiya-230102-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-ekologiya-moskvi-i-ustojchivoe-razvitie.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-moskva-metodicheskoe-posobie-podgotovleno-v-ramkah-obrazovatelnoj-programmi-razrabotka-regionalnoj-sistemi-profilaktiki-zloupotrebleniya-pav-detmi-i-molodezhyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-yazik-smi-i-ego-vliyanie-na-soznanie-sovremennih-rossiyan-soobshenie-i-vozdejstvie.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-7-podavlenie-vnutrennego-progovarivaniya-uchimsya-chitat-ochen-bistro-s-primeneniem-nlp-meditacii-psihoanaliza.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-ob-utverzhdenii-itogov-gosudarstvennih-zakupok.html
  • lecture.bystrickaya.ru/65grafik-oplati-vipolneniya-rabot-postavki-oborudovaniya-i-materialov-forma-5-tehnicheskoe-zadanie-na-vipolnenie-rabot-10.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-14-viktor-suvorov-kontrol.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dvorkin-al-desyat-voprosov-navyazchivomu-neznakomcu-ili-posobie-dlya-teh-kto-ne-hochet-bit-zaverbovannim.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnoe-obshee-obrazovanie-programma-literaturnogo-chteniya-orientirovana-na-formirovanie-i-razvitie-u-detej-rechevih.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.