.RU

Формирование базовых интеллектуальных умений у дошкольников

Процесс умственного (познавательного) развития ребенка идет, с одной стороны, через усвоение знаний, а с другой – через овладение мыслительными (интеллектуальными) умениями.

Однако в работе с дошкольниками и школьниками больше времени уделяется формированию конкретного багажа знаний, а развитие мыслительных способностей остается без должного внимания.

Это подтверждают исследования, проведенные в разных выборках, которые свидетельствуют, что интеллектуальные умения недостаточно сформированы не только у дошкольников и школьников, но и у студентов, у преподавателей вузов.

Доказано, что успешность овладения интеллектуальными умениями зависит не от возраста, а от типа обучения (Н.А.Подгорецкая, А.А.Рахимов).

Ведущие педагоги и психологи (Д.Н.Богоявленский, А.В.Даринский, Е. Н. Кабанова-Меллер, ААЛюблинская, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина и др.) считают интеллектуальные умения одним из показателей общего уровня умственного развития человека, фактором повышения качества знаний, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей. Овладение интеллектуальными умениями способствует преодолению учебной нагрузки в школе и в профессиональной деятельности в дальнейшем – за счет интенсификации и гибкости мышления.

Необходима целенаправленная работа по формированию у дошкольников основных (базовых) мыслительных (интеллектуальных) умений, которые лежат в основе процесса познания.

Основной формой работы являются игры и игровые упражнения, которые могут быть включены как в конспект занятия, так и в процессе игровой деятельности. В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений. Сначала дети учатся выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, закреплять в сознании, сопоставлять и обобщать по этим качествам разные предметы. Затем в старшем дошкольном возрасте дети овладевают умениями выявлять в объектах, абстрагировать и закреплять в сознании одновременно несколько качеств, сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств. При этом сначала идет овладение интеллектуальными умениями на сенсорном уровне, когда ребенок оперирует образами, а в старшем дошкольном возрасте эти умения переходят на вербальный (логический) уровень.

Базовые интеллектуальные умения:

УМЕНИЕ

- свойство личности человека, его способность выполнять определенное действие в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний и навыков

- сочетание знаний и навыков, обеспечивающее успешное выполнение деятельности

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ (интеллектуальные умения)

- умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями

- способы мыслительной деятельности, посредством которых человек решает мыслительные задачи

Мыслительные операции разнообразны. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

БАЗОВЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

-Анализ

-Синтез

-Сравнение

-Обобщение

-Классификация

-Абстрагирование

-Установление причинно-следственных связей и аналогий

-Умение обдумывать и планировать свои действия

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений

- умение выделять в явлении разные стороны, умение вычленять в предмете конкретные особенности

- логическая операция, при которой изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства), каждый из которых потом исследуется в отдельности как часть расчлененного целого

Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

- мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение (или генерализация) отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:общие как сходные признаки и;общие как существенные признаки.Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его

- мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов

- мысленное распределение предметов и явлений по группам в зависимости от сходства и различия друг с другом

Систематизация - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему

Установление причинно-следственных связей и аналогий –

-Рассуждение - вид мыслительной деятельности, в котором одна мысль последовательно выводится из другой, одни суждения из других

-Умозаключение - вид рассуждения, в котором из уже известных суждений по правилам формальной логики выводятся еще не известные суждения

-Доказательство – прием умственной деятельности, состоящий в обосновании определенного положения путем приведения суждений, истинность которых несомненна

Умение обдумывать и планировать свои действия

Планирование - возможность ребенка намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели

Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, умением системно думать об окружающей его действительности, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения задач.

Самостоятельность – значительное свойство человека – результат воспитания. Она – важнейшее условие самореализации личности, развития творческого мышления.

Но почему же так много людей не самостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужное решение.

Видимо не научили их с детства планировать свою деятельность, а сами они не смогли увидеть значимость планирования.

Поэтому и стоит перед педагогами задача: воспитать у детей самостоятельность. Воспитанию самостоятельности помогает ТРИЗ-педагогика, где показаны алгоритмы, помогающие решать противоречия.

В ТРИЗ - педагогике разработаны алгоритмы: системного и функционального анализа, решения задач, проведения морфологического анализа, сужения поля поиска, преобразования объекта.


fotochtenie-kurs-personalnogo-obucheniya-stranica-3.html
fotoeffekt.html
fotofakti-v-stolice-altajskogo-kraya-dva-mesyaca-budet-rabotat-peredvizhnoj-delfinarij.html
fotografii-dlya-kataloga-lyubezno-predostavleni-redakciej-gazeti-inzhener-fizik-sovremennaya-missiya-mifi-nacionalnij-issledovatelskij-yadernij-universitet.html
fotografiya-chast-2.html
fotografiya-zhurnala-time-chast-4.html
  • essay.bystrickaya.ru/chlen-mezhregionalnoj-obshestvennoj-organizacii-trenerov-i-konsultantov-intertrening-g-moskva-adres.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vospitanie-i-obuchenie-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-otkloneniyami-v-razvitii-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/geologo-ekonomicheskaya-ocenka-mestorozhdenij-na-stadii-poiskovo-ocenochnih-rabot-osobennosti-razvedki-i-ocenki-mestorozhdenij-nikelya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-filosofii-zapad-rossiya-vostok-stranica-53.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursnaya-komissiya-administracii-mo-osinskij-rajon-stranica-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/golubev-do-zabajkalskogo-kraya-ocenka-i-perspektivi-razvitiya-materiali-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-po-specialnosti-2202-avtomatizirovannie-sistemi-obrabotki-informacii-i-upravleniya-kod-okso-230102.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/viktorina-hellouin.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-vbelokafelnoj-kuhne-marshevih-bilo-svetlo-i-shumno-tam-gromko-govorili-za-chaem-i-chemu-to-smeyalis.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-razdel-obshie-trebovaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/psihologiya-emocij-mastera-psihologii-izard-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravoslavnaya-aksiologiya-v-russkoj-proze-xx-xxi-vekov-stranica-3.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saharnij-diabet.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primechaniya-biblioteka-ukraini-dlya-yunoshestva-1996.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/italiya-v-1918-1939-godah.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovetskaya-rossiya-moskva-095-292008-beslan-i-chinval-rukovodstvo-ministerstva-i-inie-predstaviteli-mchs.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-k-yugu-ot-sahari-kniga-o-bukve-aleksandr-mihajlovich-kondratov-kniga-o-bukve-kondratov-a-m-kniga-o-bukve.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-po-patologicheskoj-fiziologii-dlya-studentov-3-go-kursa-medicinskogo-fakulteta-specialnosti.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-vnutrennego-rasporyadka-uchrezhdeniya-obrazovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-anatomiya-rekomenduetsya-po-specialnosti-060103-pediatriya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-arhimandrit-rafail-karelin-o-yazike-pravoslavnoj-ikoni.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-raboti-socialnogo-pedagoga-reabilitatora-s-trudnimi-podrostkami.html
  • occupation.bystrickaya.ru/monografiya-trkstan-2010-zhil-pkr-zhazandar-zholdasbekov-pedagogika-ilimdarini-doktoriprofessor.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-mdou-81-utverzhdena-pedagogicheskim-sovetom-1-ot-25-08-2010-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-9-setevie-informacionnie-tehnologii-tekst-lekcij-rostov-na-donu-2005-udk-330-04-1l4.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-sozdaniyu-elektronnih-prezentacij-efremov-vladimir-semenovich-metodist-po-informatike-i-ikt-mu-imc.html
  • desk.bystrickaya.ru/opredelenie-koli-titra-i-koli-indeksa-metodicheskie-ukazaniya-po-otdelnim-vidam-zanyatij-laboratornaya-rabota-1.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-35-oj-nedele-telesmotrenie-sostavilo-1267-chto-na-76-vishe-chem-na-proshloj-vshesterke-kanalov-liderov-doli-raspredelilis-takim-obrazom-inter-1842-k.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-mehanizma-upravleniya-zhilishno-kommunalnim-hozyajstvom-goroda.html
  • school.bystrickaya.ru/konvergenciya-setej-svyazi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede-shestnadcatoe-soveshanie-storon-stranica-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-xix-poznavatelnoe-prakticheskoe-cennostnoe-panin-a-v-filosofiya-uchebnik-3-e-izd.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/specialnaya-i-obshaya-teoriya-otnositelnosti-ejnshtejna.html
  • desk.bystrickaya.ru/pavodok-v-novgorodskoj-oblasti-nachnyotsya-so-starorusskogo-rajona-internet-izdanie-vnnewsru-07042011.html
  • school.bystrickaya.ru/57-taldomskij-rajon-nazvanie-subekta-rossijskoj-federacii-moskovskaya-oblast.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.