.RU

Формирование базовых интеллектуальных умений у дошкольников

Процесс умственного (познавательного) развития ребенка идет, с одной стороны, через усвоение знаний, а с другой – через овладение мыслительными (интеллектуальными) умениями.

Однако в работе с дошкольниками и школьниками больше времени уделяется формированию конкретного багажа знаний, а развитие мыслительных способностей остается без должного внимания.

Это подтверждают исследования, проведенные в разных выборках, которые свидетельствуют, что интеллектуальные умения недостаточно сформированы не только у дошкольников и школьников, но и у студентов, у преподавателей вузов.

Доказано, что успешность овладения интеллектуальными умениями зависит не от возраста, а от типа обучения (Н.А.Подгорецкая, А.А.Рахимов).

Ведущие педагоги и психологи (Д.Н.Богоявленский, А.В.Даринский, Е. Н. Кабанова-Меллер, ААЛюблинская, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина и др.) считают интеллектуальные умения одним из показателей общего уровня умственного развития человека, фактором повышения качества знаний, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей. Овладение интеллектуальными умениями способствует преодолению учебной нагрузки в школе и в профессиональной деятельности в дальнейшем – за счет интенсификации и гибкости мышления.

Необходима целенаправленная работа по формированию у дошкольников основных (базовых) мыслительных (интеллектуальных) умений, которые лежат в основе процесса познания.

Основной формой работы являются игры и игровые упражнения, которые могут быть включены как в конспект занятия, так и в процессе игровой деятельности. В ходе работы обеспечивается постепенное усложнение умений. Сначала дети учатся выявлять отдельные качества предметов, абстрагировать их от других, закреплять в сознании, сопоставлять и обобщать по этим качествам разные предметы. Затем в старшем дошкольном возрасте дети овладевают умениями выявлять в объектах, абстрагировать и закреплять в сознании одновременно несколько качеств, сопоставлять и обобщать объекты с учетом наличия или отсутствия этих качеств. При этом сначала идет овладение интеллектуальными умениями на сенсорном уровне, когда ребенок оперирует образами, а в старшем дошкольном возрасте эти умения переходят на вербальный (логический) уровень.

Базовые интеллектуальные умения:

УМЕНИЕ

- свойство личности человека, его способность выполнять определенное действие в новых условиях на основе ранее приобретенных знаний и навыков

- сочетание знаний и навыков, обеспечивающее успешное выполнение деятельности

ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ (интеллектуальные умения)

- умственные действия над воспринимаемыми предметами, знаниями, образами, переживаниями

- способы мыслительной деятельности, посредством которых человек решает мыслительные задачи

Мыслительные операции разнообразны. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

БАЗОВЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

-Анализ

-Синтез

-Сравнение

-Обобщение

-Классификация

-Абстрагирование

-Установление причинно-следственных связей и аналогий

-Умение обдумывать и планировать свои действия

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений

- умение выделять в явлении разные стороны, умение вычленять в предмете конкретные особенности

- логическая операция, при которой изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства), каждый из которых потом исследуется в отдельности как часть расчлененного целого

Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего, выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так - в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.

Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

- мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

В конечном итоге сравнение приводит к обобщению.

Обобщение (или генерализация) отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов:общие как сходные признаки и;общие как существенные признаки.Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков вещей субъект обнаруживает тождество и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений.Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его

- мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней позволяет человеку установить родовидовые отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию.Классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов

- мысленное распределение предметов и явлений по группам в зависимости от сходства и различия друг с другом

Систематизация - мыслительная деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему

Установление причинно-следственных связей и аналогий –

-Рассуждение - вид мыслительной деятельности, в котором одна мысль последовательно выводится из другой, одни суждения из других

-Умозаключение - вид рассуждения, в котором из уже известных суждений по правилам формальной логики выводятся еще не известные суждения

-Доказательство – прием умственной деятельности, состоящий в обосновании определенного положения путем приведения суждений, истинность которых несомненна

Умение обдумывать и планировать свои действия

Планирование - возможность ребенка намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели

Для того чтобы чувствовать себя успешным в жизни, человек должен владеть информацией, знаниями, умением системно думать об окружающей его действительности, быть самостоятельным, уметь решать поставленные перед ним задачи, иметь свой жизненный план, уметь составлять план решения задач.

Самостоятельность – значительное свойство человека – результат воспитания. Она – важнейшее условие самореализации личности, развития творческого мышления.

Но почему же так много людей не самостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужное решение.

Видимо не научили их с детства планировать свою деятельность, а сами они не смогли увидеть значимость планирования.

Поэтому и стоит перед педагогами задача: воспитать у детей самостоятельность. Воспитанию самостоятельности помогает ТРИЗ-педагогика, где показаны алгоритмы, помогающие решать противоречия.

В ТРИЗ - педагогике разработаны алгоритмы: системного и функционального анализа, решения задач, проведения морфологического анализа, сужения поля поиска, преобразования объекта.


fotochtenie-kurs-personalnogo-obucheniya-stranica-3.html
fotoeffekt.html
fotofakti-v-stolice-altajskogo-kraya-dva-mesyaca-budet-rabotat-peredvizhnoj-delfinarij.html
fotografii-dlya-kataloga-lyubezno-predostavleni-redakciej-gazeti-inzhener-fizik-sovremennaya-missiya-mifi-nacionalnij-issledovatelskij-yadernij-universitet.html
fotografiya-chast-2.html
fotografiya-zhurnala-time-chast-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/kadri-iz-lagerya-otchyot-po-presse-20-iyulya.html
  • composition.bystrickaya.ru/oprotivela-dushe-moej-zhizn-moya-predamsya-pechali-moej-budu-govorit-v-gorechi-dushi-moej-stranica-5.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-fondov-otdela-arhivnoj-raboti-administracii-yajskogo-rajona-nazvanie-fonda.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-chto-takoe-ekonomicheskaya-politika-kakoj-instrument-regulirovaniya-ekonomiki-vibrat.html
  • college.bystrickaya.ru/1015-psihologiya-doprosa-sovershennoletnego-obvinyaemogo-bandurka-bocharova-zemlyanskaya-yuridicheskaya-psihologiya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/russian-classification-of-economic-activities-stranica-35.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/psihodiagnostika-zadachi-sohranenie-i-ukreplenie-fizicheskogo-i-psihicheskogo-zdorovya-vospitannikov-detskogo-doma.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-posvyashennih-vsemirnomu-dnyu-zdorovya-v-municipalnih-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-g-cheboksari-naimenovanie-meropriyatiya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-a-f-losev-istoriya-antichnoj-estetiki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akcii-uspeha-prakticheskoe-rukovodstvo-po-dostizheniyu-pervogo-milliona.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yunior.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochij-uchebnij-plan-kursov-povisheniya-kvalifikacii-uchitelej-biologii-pervaya-i-visshaya-kategorii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-vsevolozhskogo-municipalnogo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-na-temu-spori-podlezhashie-dosudebnomu-rassmotreniyu-fst-rossii-v-sootvetstvii-s-federalnim-zakonom-o-estestvennih-monopoliyah.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-93741-pm.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-istoriya-mirovih-religij-dlya-napravleniya-podgotovki-031300-zhurnalistika.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-2.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-celi-nastoyashego-federalnogo-zakona.html
  • occupation.bystrickaya.ru/neofrejdistkie-koncepcii.html
  • klass.bystrickaya.ru/524-umk-geometricheskaya-optika-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-30-izmenenie-sroka-uplati-tamozhennij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-451-ot-01-09-11-g-ob-utverzhdenii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-na-2011-2012-uchebnij-god-vcelyah-obespecheniya-effektivnogo-vvedeniya-obucheniya-v-sootvetstvii-s-fgos-novogo-pokoleniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnik-serzhanta-himicheskih-vojsk-izdanie-vtoroe-pererabotannoe-i-dopolnennoe.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-5-obekti-transportnogo-hozyajstva-i-svyazi-tehnicheskie-specifikacii-razrabotani-na-osnove-dejstvuyushih-normativnih.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-lic-nagrazhdennih-blagodarnostyu-glavi-tajmirskogo-dolgano-neneckogo-municipalnogo-rajona-stranica-10.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/comparison-of-nouns-in-english-and-russian-languages.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-mozhno-bit-stranica-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/badarlamasi-semej-2014-ali-sz-1-rastirildi-rastirushilar-d-akisheva-ekonomika-magistr.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/velikobritaniya-stranica-7.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-po-specialnosti-032401-65-reklama.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kultura-i-tradicii-yuzhnoj-i-severnoj-osetii.html
  • control.bystrickaya.ru/chto-takoe-destruktivnij-kontrol-soznaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/lot-nomer-lota-instrukciya-po-uchastiyu-v-otkritom-zaprose-predlozhenij-5-obshij-poryadok-provedeniya-zaprosa-predlozhenij-5.html
  • school.bystrickaya.ru/kameralnaya-nalogovaya-proverka-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-osnovi-religiovedenie-ftd-00-sostavlena-na-osnovanii-trebovanij-gosudarstvennih-obrazovatelnih-standartov-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-dlya-specialnostej-040201-sociologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.