Глоссарий - Экономика организаций
.RU

Глоссарий - Экономика организаций


Глоссарий
А


Амортизация - см. Ускоренная амортизация.

Аренда - временная передача владельцем имущества (арендодателем) другому лицу (арендатору) юридического права на использование орудий труда и других инструментов основных производственных фон­дов.

Аудитор - служба, организация, ревизор-бухгалтер, осуществляющие проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, бан­ков, страховых компаний и т. п.


Б


База - исходная позиция, экономические показатели, относящиеся к определенному периоду (базисному году) и используемые в даль­нейшем для сравнения с показателями, полученными в более позд­ние сроки.

^ Баланс предложения и спроса - одно из условий регулирования рыноч­ной экономики, согласно которому объем продукции должен соот­ветствовать структуре спроса и предложения.

Безубыточность - объем продаж товара, выручка от реализации которого тождественна затратам на производство.

Бизнес-план основная программа предпринимательской деятельно­сти фирмы, включающая экономически обоснованные организаци­онно-технический мероприятия, запланированные для выполнения в ближайшей перспективе (3—5 лет).

Биржа - наиболее развитая форма постоянно действующей системы купли и продажи на основе заключения двустороннего соглашения.
Г
^ Гибкая технология - возможность действующей технологии перестраиваться на изготовление новой или частично измененной продукции.

Д


Декларация налоговая - документ, в котором содержатся сведения о доходе, полученном налогоплательщиком за определенный период, а также указание о наличии налоговых скидок я льгот.

Демпинг - разновидность конкурентной борьбы, когда на рынке появ­ляется большое количество товара, продаваемого по искусственно заниженным ценам; экспорт товара по более низким ценам.

Депрессия - стадия промышленного цикла, непосредственно следую­щая за экономическим кризисом.

^ Дефицит - превышение спроса над предложением.

Диверсификация - расширение сферы экономической деятельности предприятия, объединения или отрасли с целью увеличения номенклатуры продукции и попущения доли новой продукции в общем, объеме производства.

Дисконт - снижение (скидка) цены на товар; разница между номи­нальной стоимостью ценной бумаги и ценой ее продажи.

^ Дисконтирование затрат - приведение разновременных затрат при оценке эффективности инвестиционного проекта к затратам начального или конечного периода на основе использования сложных процентов.

^ Доход облагаемый - валовой доход предприятия, уменьшенный на сумму валового дохода, освобожденного от уплаты налогов в соответствии с действующим законом о льготах и скидках.

Дуополия - рынок, где определенная продукция реализуется только двумя представителями крупных монополистических группировок, не связанных договором о ценах.

^ Е

Единичная эластичность – условие, при котором выручка от реализации определенного товара остается неизменной, т.е. темпы роста (снижения) объема продаж тождественны темпам снижения (роста) цены.

^ Емкость рынка - предполагаемая величина предложения (потенциальная выручка) при заданном уровне цен, объеме реализации за определенный период.


Ж

Жизненный цикл изделия - период от зарождения технической идеи до материализации, до момента снятия изделия с производства.
З
^ Загрузка оборудования- коэффициент использования внутрисменного времени, отражающий долю фактического времени работы оборудования в течении определенного периода (смена, сутки, декада и т.д.) в суммарном эффективном фонде времени установленного оборудования за соответствующий период.

^ Загрузка производственных мощностей- уровень использования потенциальных возможностей производства, которые оцениваются отношением фактического выпуска продукции к максимально возможному.

^ И

Избыток на рынке товаров - превышение величины предложения над величиной спроса, возникающей при перепроизводстве товара.

Издержки конкуренции - не включенные в план дополнительные затраты, направленные на рекламу потребительских свойств товара для повышения спроса.

Имидж - репутация, общественная оценка деятельности предприятиями фирмы, формируемая у заказчиков, поставщиков, потребителей и т.п.

^ Инвентарный риск - потери, которые могут возникнуть в результате обесценения товарно-материальных ценностей как следствие снижения цен и морального износа товара..

^ Индекс конкурентоспособности - показатель рыночной экономики, отражающий динамику изменения потребительских свойств товара.

Интегральный эффект - показатель оценки эффективности инвестиционного проекта, представляющий собой положительную разницу между интегральными результатами и затратами за весь расчетный период с учетом приведения их к первому году осуществления капитальных вложений.

^ Инновационный потенциал – технико-экономические возможности промышленного предприятия проектировать и производить новую конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям рынка.

Интервал поставки – период времени между плановыми очередными поставками товарно-материальных ценностей. При отклонении фактического периода времени поставки от планового создаются запасы (страховой запас, транспортный и др.).

^ Интеллектуальная собственность - особая форма собственности, отражающая присвоение результатов интеллектуального труда, право собственности, на которые принадлежит авторам, создавшим их.

Инфлятор - индекс роста цен.

Инфляционный риск - опасность возникновения потерь в результате роста цен.

^ Инфраструктура рынка - совокупность предприятий и организаций, обслуживающих рынок (биржу, торговый дом и т. п.).


К

Клиринг - система взаимных безналичные расчетов за куплю-продажу товарно-материальных ценности и оказание услуг. Основывается на зачете платежных требований и обязательств участников сделки.

Комиссионер - посредник, оказывающий на основе заключенного соглашения оплачиваемые услуги по купле-продаже товара на рынке.

^ Коммерческое предприятие - юридическое лицо, работающее в условиях самофинансирования и преследующее своей целью получение при­были.

Конкурентоспособность продукции - совокупность технико-экономиче­ских показателей, которая оценивается интегральным показателем относительной конкурентоспособности товара.

^ Конкурентоспособность производства - опенка технико-экономических возможностей производства для one с печения согласованности ин­тересов производителя и потребителя.

Конкуренция - экономические условия реализации товаров, при кото­рых возникает соперничество за рынки сбыта товаров с целью по­лучения прибыли или других выгод.

^ Конкуренции на рынке сбыта - раздел бизнес-плана, в котором систе­матизированы результаты анализа условий производства и реализации аналогичной продукции у основных конкурентов по перечню факторов (товар, цена, каналы сбыта н т. д.),

^ Конкуренция олигополистическая - конкуренция, характерная для олигополистического рынка, который занимает большое пространство, но темпы его развития ограничены, с одной стороны, рынком чи­стой монополии, а с другой монополистической конкуренцией.

^ Контроль качества - оценка соответствия фактических эксплуатационных характеристик товара, определяющих пригодность его для потребления, с характеристиками, утвержденными техническими условиями, стандартами или требованиями заказчика.

^ Контроль над ценами - совокупность государственных мер по регули­рованию оптовых и розничных цен путем установления предельных коэффициентов их роста. Сумма превышения верхнего предела цен изымается в бюджет государства.

^ Контрольный пакет акций - доля акций, позволяющая их владельцу (фи­зическому или юридическому лицу) осуществлять полный контроль над деятельностью акционерного общества.

Коэффициент использования сменного режима работы оборудования- отношение фактического коэффициента сменности к режиму работ оборудования.

^ Коэффициент риска - расчетная величина предполагаемых потерь при переходе к производству новой продукции, отнесенная к прибыли от ее реализации.

Кредитный риск - вероятность нарушения соглашения о своевремен­ности оплаты полученной в кредит продукции (услуг).

^ Кривая безубыточности - кривая, графически иллюстрирующая усло­вие, при котором текущие издержки производства равны выручке от реализации.

Кризис перепроизводства - ситуация, при которой произведенные то­вары не находят сбыта в связи с их превышением реальной потреб­ности и платежеспособности.


Л

Лизинг - одна из форм аренды на длительный срок.

Ликвидность - способность превращения активов предприятия в наличные деньги для погашения возникшей задолженности по обязательствам.

^ Ликвидность рыка - способность рынка реагировать на изменения спроса и предложения путем привлечения покупателей и продавцов.

Лицензиар - физическое или юридическое лицо, передающее покупате­лю (лицензиату) за определенное вознаграждение свои авторские права на использование изобретения в пределах установленного срока.

Лицензиат - физическое или юридическое лицо, покупающее право на использование авторских изобретений, патентов и прочих техниче­ских решений.

Лицензия - разрешение на использование запатентованных авторских решений в течение установленного срока за определенную сумму вознаграждения.

Логистика - технологические процедуры, связанные с планированием, управлением и контролем (включая складирование) за движением материальных потоков для обеспечения соответствующего уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и снижения ее се­бестоимости.


^ М

Маржа прибыли - относительная прибыль, исчисленная в процентах к стоимости реализованной продукции либо среднегодовой стоимости производственных фондов (сумма основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств).

^ Маржинальный доход - максимальный доход (выручка), полученный в результате реализации дополнительной единицы произведенной про­дукции.

Маркетинг - система управления той сферой деятельности фирмы (пред­приятия), которая обеспечивает продвижение товара на рынок для д удовлетворения спроса.

Мезоэкономика - научная дисциплина, изучающая экономические процессы на уровне отраслей народного хозяйства и крупных объединений.

Менеджмент - совокупность методов, приемов и средств управления фирмой (предприятием) в рыночных условиях с целью максимизации прибыли.

Монополия - исключительное право физических, юридических лиц и государства на осуществление какого-либо вида деятельности.

^ Монопольная цена - рыночная цена на товары и услуги, которая устанавливается выше или ниже стоимости товара (услуг) в зависимо­сти от интересов товаропроизводителей, занимающих монопольное положение на рынке.

Мотивационный анализ – направление маркетинговых исследований, связанной с выявлением причин изменения потребителя на рынке и оценкой их влияния на изменение спроса.


^ Н

Налог на добавленную стоимость - налог, который устанавливается как разница между стоимостью реализованной продукции и стои­мостью материальных ресурсов, используемых в процессе про­изводства продукции, скорректированная на установленную величину НДС.

^ Налогообложение прогрессивное - налогообложение, предусматриваю­щее повышение налоговых ставок по мере роста совокупного дохо­да плательщика.

Налогообложение пропорциональное - налогообложение, предусматри­вающее единую налоговую ставку, независимо от величины сово­купного дохода физического или юридического лица.

^ Неэластичность цен - рыночная ситуация, при которой цена остается неизменной при возникновении дефицита или излишка товара на рынке.

Неэластичный спрос - рыночная ситуация, при которой выручка от ре­ализации увеличенного объема товара не покрывает потери, воз­никшие и результате падения цены.

"Ниша" в потребительском спросе - ситуация на рынке, когда номен­клатура товаров не удовлетворяет требования покупателя. В резуль­тате возникает дефицит и появляется возможность внедриться на рынок с продукцией, удовлетворяющей дефицитные потребности покупателя.

Ноу-хау - результат интеллектуального труда, материализованный в научно-технических и конструктивных решениях, которые исполь­зуются в технологических процессах и обеспечивают конкуренто­способность продукции и рост эффективности производства.


^ О

Окупаемость капитальных вложений с учетом дисконтирования — пери­од, в течение которого авансированные капитальные вложения оку­паются полученным доходом при расчетной норме дисконта.

Олигополия - господство в производстве и на рынке определенного товара небольшого числа товаропроизводителей.

^ Оферта- официальное предложение о заключении сделки купли-про­дажи между физическими или юридическими лицами.


П

План маркетинга - раздел бизнес-плана, в котором содержится про­грамма развития предприятия, фирмы.

^ Платежеспособный спрос - денежные средства покупателей (потребителей) обеспечивающие возможность оплаты личной или общественной потребности в материальных благах и услугах по ценам, вы­годным продавцу.

^ Позиционирование товара - совокупность мероприятий по обеспече­нию конкурентоспособности нового товара на рынке и созданию условий для его реализации.

^ Предельная доходность - максимальная прибыль, полученная в результате изменения структуры выпуска продукции путем повышения доли высокорентабельной продукции.

Предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая от своего имени и на свой риск деятельность физических или юридических лиц, направленная на получение дохода, максимальной прибыли от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

^ Процентная ставка - ставка за пользование кредитом. Может быть по­стоянной и плавающей.

Прямые налоги - установленные законодательством обязательные пла­тежи в бюджет, которые взимаются с доходов или имущества физи­ческих и юридических лиц.


^ Р

Равновесие экономическое - рыночная ситуация, при которой потребно­сти покупателей совпадают с планами продавцов, т. е. при данной цене на товар величина предложения соответствует величине спроса.

^ Регрессивные налоги - налоги, ставка которых сокращается по мере роста совокупного дохода.

Регулирование рыночной экономики - меры воздействия на экономику со стороны государства посредством налоговой политики, системы дотаций и льют, изменения процентной ставки за кредит и т. д.

Ремиссия - официальное разрешение на освобождение от уплаты долга, налога или неустойки (штрафа).

Рентинг - краткосрочная аренда машин и оборудования без права их ,последующего приобретения арендатором. Оформляется контрактом на срок до 6 месяцев.

Рефакция - снижение цены на реализуемую продукцию в результате не­соответствия ее потребительских свойств, требованиям покупателя.

Реципиент - юридическое или физическое лицо, использующее инве­стиции (капитальные вложения).

Роялти - установленная в лицензионном соглашении периодическая выплата лицензиару за право на использование изобретений, Па­тентов, ноу-хау и т. п.

Рынок - система экономических отношений, складывающихся в сфере товарного производства в результате обращения и распределения товаров и услуг при купле-продаже.

^ Рынок монополистической конкуренции - тип конкуренции, когда на рынке вся номенклатура продукции представлена большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализиро­ваны, но и дифференцированы. Данный рынок не предусматривает серьезных ограничений для появления новых продавцов.

^ Рынок олигополистический - см. Конкуренция олигополистическая.

Рынок чистой конкуренции - ситуация на рынке, когда имеется боль­шое число товаропроизводителей и потребителей, изготовляющих и покупающих аналогичный специализированный товар, например рынок телевизоров, радиоприемников и т. п.

^ Рынок чистой монополии - тип конкуренции, при которой продажа на рынке товаров организуется единственным товаропроизводителем, при этом отсутствуют конкуренты и имеются различные льготы и привилегии со стороны государства.

^ Рыночная концепция - концепция, согласно которой товаропроизводи­тель ориентируется на потребителя и рыночную ситуацию. Преду­сматривается детальное изучение спроса, экономического поведе­ния и возможностей покупателей.


^ С

Санация - предотвращение банкротства крупных промышленных пред­приятий или улучшение их финансового положения в условиях эко­номического кризиса в результате проведения государственных ме­роприятий.

^ Сегмент рынка - часть рынка товаров, основные потребители которых объединены общими интересами.

Сегментация рынка - разделение рынка на сегменты по определенным признакам, например по категории покупателей, виду товаров и т. п.

^ Сектор рынка - часть рынка, на котором товарная политика предприя­тия формируется под влиянием вкусов и потребностей покупателей.


Т

Тендер - распределение заказов на поставку товарно-материальных ценностей и выполнение подрядных работ на конкурсной основе.

^ Товарная позиция - уровень конкурентоспособности товара, который частично или полностью соответствует требованиям потребителей и занимает определенное положение на товарном рынке.

^ Товарная политика предприятия - составная часть перспективного плана развития производства (бизнес-план), включающая предварительный выбор номенклатуры продукции и услуг, которая в дальнейшем должна быть включена в план производства.

^ Точка безубыточности - уровень производства продукции, при котором выручка от реализации равна текущим затратам на ее изготовление.


У

Уравнение спроса - экономико-математическая модель, в которой спрос или величина спроса является переменной величиной, зависящей от изменяющихся факторов,

^ Уровень доверия - технико-экономическая оценка влияния каждого по­казателя, входящего в соответствующую группу технических и эко­номических показателей, определяющих относительный уровень кон­курентоспособности производства и продукции.

^ Ускоренная амортизация - метод, который позволяет перенести на готовую продукцию большую часть стоимости основных производственных фондов в первые годы их эксплуатации.


^ Ф


Фактор времени - фактор, обеспечивающий при расчетах эффек­тивности капитальных вложений приведение разновременности осуществления капитальных вложений к одному моменту времени.

^ Факторы риска и неопределенности - факторы, которые учитываются в расчетах эффективности капитальных вложений при различных условиях реализации проекта.

^ Формирование спроса - система организационно-экономических мероприятий маркетинговой службы предприятия по обеспечению сбыта готовой продукции.

Функции рынка - совокупность функций, выполняемых в процессе товарного обращения и удовлетворения спроса на товарно-материаль­ные ценности и услуги.


Х


Хайринг - среднесрочный договор аренды (от одного года до пяти лет).

Хеджирование - страхование риска, связанного с изменением цен, курсов валют, акций и т. д.

^ Холдинговая компания - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций других юридических лиц.


Ч


Чистая продукция – экономический показатель, отражающий результат хозяйственной деятельности, определяемый как разница между стоимостью валовой продукции и стоимостью материальных затрат, включая амортизацию. Иными словами это заработная плата плюс прибыль.


^ Чистый дисконтированный доход - экономический показатель, исполь­зуемый для выбора наиболее эффективного варианта инвестицион­ного процента.


ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИЙ

(ПРЕДПРИЯТИЙ)


Учебно-методический комплекс


Авторы-составители: доцент кафедры Мировой экономики и международного бизнеса , к.э.н. Н.О. Вилков,

ассистент кафедры, Е.А. Карагулян


Ответственный за выпуск: к.э.н., профессор С.А. Терехова


Печать офсетная

Подписано в печать______________________ Заказ№_______________

Объём_______ п.л. Тираж_________экз.


625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10

glava-6seti-hopfilda-nejrokompyuternaya-tehnika-teoriya-i-praktika.html
glava-6telepaticheskaya-zashita-l-kin-kuklovodi-s-nebes-kto-zakazivaet-muziku.html
glava-6vospitatelnij-dialogkak-filosofstvovaniesokrat-kak-rodonachalnik-polnocennogofilosofstvovaniya-i-polnocennojfilosofii-vremya-sokrata.html
glava-7--konflikt-i-kongruentnost-novejshaya-psihologiya-lichnogo-masterstva.html
glava-7--ponyatie-i-soderzhanie-prava-prirodopolzovaniya-a-yu-vinokurov-ekologicheskoe-pravo.html
glava-7--soobsheniya-o-pohodah-na-yug-soedinennih-shtatov-villiam-brangam.html
  • books.bystrickaya.ru/dinamika-ploshadej-zemel-osobo-ohranyaemih-territorij-doklad-osostoyanii-okruzhayushej-sredi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yunie-issledovateli.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sergeevicha-pushkina-russkij-dom.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1obshie-polozheniya-chelyabinskij-radiozavod-polyot.html
  • books.bystrickaya.ru/diplom-istepeni.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vedomosti-rizhkov-vladimir-deputat-gosudarstvennoj-dumi-rf-30032006-55-str-24p.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-preddiplomnoj-praktiki-i-podgotovke-diplomnoj-raboti-po-specialnosti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-81-avtozavodskogo-rajona-gorodskogo-okruga-tolyatti-kratkaya-istoricheskaya-spravka-ob-uchrezhdenii-stranica-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-buhgalterskij-uchet-dlya-napravleniya-podgotovki-diplomirovannih-specialistov-po-specialnosti-260602-pishevaya-inzheneriya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/semi-yazikov-bibliograficheskij-ukazatel-knig-postupivshih-v-biblioteku-v-marte-2011-goda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voennie-saperi-nachali-razminirovanie-poselka-v-udmurtii-prilegayushego-k-arsenalu-gde-rvutsya-snaryadi-informacionnoe-agentstvo-interfaks-03062011.html
  • crib.bystrickaya.ru/klyuchovi-dumi-i-izrazi-uchebnikt-vklyuchva-temi-otnasyashi-se-do-predmeta-metodologiyata-i-sistemata-na-uchebnata.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-dlya-sozdaniya-i-redaktirovaniya-interaktivnih-multimedijnih-materialov-dlya-ispolzovaniya-na-pk-tipovoj-konfiguracii-1.html
  • student.bystrickaya.ru/-christof-gunzi-h-struktur-und-existenz-gyuncl-kristofer-struktura-i-ekzistenciya-doc-stranica-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/tauarlardi-memlekettk-satip-alu-turali-lglk-shart.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-v-lmelkin-t-i-rabievich.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-pravil-zagotovki-drevesini.html
  • reading.bystrickaya.ru/konstrukciya-metodika-raschyota-obzhigovih-pechej-chyornoj-metallurgii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-subekta-rf-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-konstitucionnoe-ustavnoe-pravo-subektov-rossijskoj.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-rinok-informacionnih-tehnologij-dlya-napravleniya-080700-biznes-informatika-podgotovki-bakalavrov-avtor-docent-kafedri.html
  • bukva.bystrickaya.ru/opredelenie-stiven-rozen.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shotlandiya-kak-obekt-turizma-chast-5.html
  • university.bystrickaya.ru/etnopoliticheskoe-i-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-chuvashii-v-20-e-godi-hh-veka.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-4-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-modulya-kursa-metrologiya-i-radioizmereniya-kompyuternoj-mikroprocessornoj.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-23-o-podtverzhdenii-dejstviya-sertifikata-sootvetstviya-smk-ot-03-12-2007g.html
  • shkola.bystrickaya.ru/storya-sela-chemerinc.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-nauchno-metodicheskoj-konferencii-universitet-v-sisteme-neprerivnogo-obrazovaniya-perm-14-15-oktyabrya-2008-g.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-ukrast-istinu-glava-26-yaotvechayu-ne-na-vashi-voprosi-ya-otvechayu-na-vashi-serdca.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-25000-plakati-000-stroitelnie-normi-i-pravila-snip.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prodazha-municipalnogo-imushestva-posredstvom-publichnogo-predlozheniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/antropogennoe-vozdejstvie-na-gidrosferu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/apparat-dlya-avtomaticheskogo-podscheta-golosov.html
  • studies.bystrickaya.ru/bora-katarina-fon.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-severo-zapadnogo-regionalnogo-otdeleniya-rossijskogo-soyuza-turindustrii-v-2010-godu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-sposobi-razmesheniya-zakaza-st-10-svyazannih-s-primeneniem-zakonodatelstva-o-razmeshenii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.