.RU

Гордеев М. Н., Евтушенко В. Г. Техники гипноза - страница 3






Рис. 7

11

Прием 4. Падение назад

Мне хотелось бы подробнее остановиться на том, как был создан этот прием, что в дальнейшем поможет специалисту в правильном его применении.

После посещения семинаров по НЛП и эриксоновскому гип­нозу, которые проводил М. Н. Гордеев, где много рассказыва­лось о технике присоединения и ведения, мне захотелось исполь­зовать это в своей лечебной практике. Так мною был создан этот прием, который полностью отражает базовые принципы эрик-соновского гипноза, касающиеся присоединения и ведения.

Можно много говорить о присоединении и ведении пациента, но данный прием позволяет на практике проверить свои умения.

Желательно перед использованием этого приема продемон­стрировать присутствующим падение назад первым или вторым способами.

Первый способ. Вы предварительно объясняете всем присут­ствующим, что каждый пациент выходит к вам, становится спи­ной, носки и пятки вместе, руки вдоль туловища. Никакой на­пряженности во всем его теле не должно быть.

Пациент стоит к вам спиной...

Вы молча прикасаетесь своей правой ладонью к спине па­циента между лопатками (контакт должен быть плотным) и на­чинаете дышать с ним синхронно, при этом отслеживая также положение его тела. Присоединившись по дыханию (это зани­мает не более 15 — 20 секунд), вы начинаете медленно убирать свою правую руку от его спины.

Если присоединение проведено правильно, тело пациента начинает медленно следовать за вашей рукой и отклоняется назад. В какой-то момент пациент падает назад, и вам остается только подхватить его. Этот прием проверяет ваши способнос­ти к невербальному воздействию.

Должен предупредить, что начинающим специалистам в об­ласти гипноза выполнить этот прием будет довольно сложно. По­этому мы советуем начинать его отработку со второго варианта, когда вы можете помочь себе словесным внушением.

78





Рис 8

Второй способ. Пациент стоит к вам спиной, и вы даете ему указание:

«...Носки и пятки поставьте вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти во всем теле не должно быть... ...Я прикасаюсь своей рукой...»

Вы прикасаетесь ладонью своей правой руки к спине паци­ента между лопатками. Контакт должен быть плотным.

«...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли гла­за... и расслабились... Ваше тело медленно отклоняется назад... вслед за моей рукой... Вас притягивает назад...»

Вы начинаете медленно отводить правую руку назад, сохра­няя легкий контакт со спиной пациента. Тело пациента начи­нает плавно отклоняться назад за вашей рукой. Тогда вы даете ему установку:

«...Полное расслабление...»

79

Резко убираете свою руку от спины пациента и ловите пада­ющее тело.

Если вы овладели тонкостями приема 4 в его втором вари­анте, можете потренироваться в еще более изящном третьем варианте вызывания падения назад.

Третий способ. Этот способ воздействия напоминает третий прием падения назад. Нов данном случае прием выполняется без словесного внушения, используется только техника невер­бального воздействия.

Пациент стоит к вам спиной. Вы молча прикасаетесь кон­чиками указательного и среднего пальца одной руки к виску пациента... и присоединяетесь к нему по позе и дыханию. Это занимает не более 10—15 сек. Затем начинаете молча, медлен­но отводить руку назад.

Если вам действительно удалось присоединиться к пациен­ту и вы правильно выполняете его ведение, то тело человека начинает отклоняться назад и падает.

Прием 5. Падение назад

Пациент стоит спиной к вам, и вы даете ему наставления:

«...Носки и пятки поставили вместе. Руки вдоль тулови­ща. Расслабили мышцы спины. Никакой напряженнос­ти во всем теле не должно быть.

...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли глаза... и расслабились... Полное расслабление и доверие к вра­чу...»

Вы начинаете делать плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту.

«...Я сделаю так, что ваше тело... будет медленно от­клоняться назад... на мой голос... Расслабились луч-

80

ше... вас тянет назад... на мой голос... Полное расслаб­ление...»





\Рис 9 ч

Если вы выполнили тест правильно и пациент доверяет вам, то его тело падает назад и вам остается только подхватить его.

Прием 6. Падение вперед

Пациент становится к вам лицом, вы внимательно смотри­те ему в глаза и даете установку:

«...Носки и пятки поставили вместе... Руки вдоль туло­вища... Расслабили мышцы спины... Никакой напряжен­ности во всем теле не должно быть... ...Смотреть только мне в глаза... Взгляд врача-гипноти­зера обладает силой... Вас притягивает вперед... на мой взгляд... еще ближе...»

Одновременно вы делаете плавные пассы в области головы, не прикасаясь к пациенту, и отступаете назад на полшага.

Пациент падает вперед на ваш взгляд, и вам надо просто его подхватить.

6 — 2699

81





Рис 10

Прием 7. Раскачивание тела

Пациент стоит лицом к вам на расстоянии двух шагов. Нос­ки и пятки вместе, руки вдоль туловища.

« ..Смотреть мне в глаза... Никакой напряженности... в руках... ногах .. и во всем теле... не должно быть...»

Затем вы рассказываете о том, что сейчас на расстоянии с помощью внушения и лечебной биоэнергии вызовете раскачи­вание его тела. Тело будет раскачиваться свободно, без напря­жения, как маятник в часах, — вперед и назад.

Вы начинаете синхронизировать свое дыхание с дыханием пациента, делаете пассы руками вперед и назад. На первом эта­пе можете помогать себе словесными внушениями, чтобы выз­вать раскачивание тела пациента.

Вы еще раз напоминаете, что между вами и пациентом су­ществует энергетическая связь, используя которую, врач мо­жет вызвать раскачивание тела пациента вперед и назад.

82





Рис. 11

Вы даете пациенту установку:

«...Носки и пятки поставили вместе... руки вдоль туло­вища... никакой напряженности не должно быть во всем теле... Смотреть только мне в глаза... ...С помощью внушения и лечебной биоэнергии... я вы­зываю раскачивание вашего тела... вперед и назад... как маятник в часах... лучше раскачивается тело...»

Вы начинаете дышать, синхронизируя свое дыхание с ды­ханием пациента, и делаете легкие и небольшие по амплитуде пассы руками. Если вы хорошо подстроились к пациенту и все делаете правильно, а пациент внушаем, то его тело начинает постепенно раскачиваться как маятник в часах, легко и свобод­но, ноги от пола не отрываются.

Когда появилось устойчивое и хорошо выраженное раска-

j чивание тела пациента, вы можете постепенно увеличивать рас­стояние между вами, двигаясь спиной назад, продолжая делать

| пассы и говорить:

«...Я могу воздействовать на человека... на любом рас­стоянии... расстояние между нами увеличивается, а мое

83

воздействие сохраняется... Точно так же во время лечеб­ного сеанса... мое внушение... и лечебная энергия... ак­тивизируют ваши защитные силы организма на излече­ние...»

Хотя при наличии определенного опыта все хорошо полу­чается и без словесного воздействия, только движением ваших рук. Это очень убедительно и эффективно смотрится со сторо­ны и повышает доверие пациентов к вам.

Прием 8. Падение назад без контакта

Этот прием, как и вызывание падения назад, был создан после семинара по НЛП и эриксоновскому гипнозу.

В книге Дж. Гриндера и Р. Бэндлера «Из лягушек — в прин­цы» приводится пример, как один из авторов книги присоеди­нился по позе и дыханию к больному, который уже несколько лет лежал в кататоническом состоянии, и смог заставить его подняться с кровати. Это произвело на меня впечатление и мне захотелось создать прием, который использовал бы основные положения присоединения и ведения и был бы столь же эф­фективным.

Когда вы присоединяетесь к человеку и хорошо синхрони­зируете свое поведение с его поведением, вы достигаете каче­ственного контакта и доверия на бессознательном уровне и можете вести другого человека к новому поведению.

Следующие два приема для проверки степени внушаемос­ти, как и прием 4 (падение назад, 1-й и 3-й способы), являются тестами повышенной сложности. Но они очень хорошо демон­стрируют ваши способности и умение присоединяться к паци­енту по позе и дыханию, а также умение оказывать невербаль­ное воздействие на человека. Эти приемы можно использовать для работы с иностранными пациентами, не говорящими по-русски, так как воздействие производится без словесных вну­шений.

Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему так, чтобы между вами было расстояние 20 — 30 см, начинаете под-

84

страиваться к его позе, дыханию и дышите в его ритме. После I трех — пяти согласованных дыхательных движений вы делаете глубокий, энергичный вдох, одновременно отклоняете свое тело назад и делаете полшага назад.





Рис. 12

Если вы хорошо присоединились к пациенту по дыханию и правильно его вели, вам остается только поймать падающего назад пациента.

Прием 9. Падение назад без контакта

Этот прием также отличается повышенной сложностью.

Пациент стоит к вам спиной. Вы приближаетесь к нему на расстояние вытянутой руки. Подстраиваетесь к его позе, дыха­нию и начинаете дышать синхронно с ним.

Сделав три согласованных вдоха, на выдохе произноси­те мантру «К-ХА» и одновременно делаете жест правой ру­кой сверху вниз, не прикасаясь к спине, над чакрами вдоль позвоночника пациента. И подхватываете его падающее тело.

85





Рис 13

Дополнительные рекомендации

Если пациент прошел тест хорошо, вы обязательно подчер­киваете, что так же, как вы смогли вызвать его падение назад, вы сможете оказать положительное лечебное воздействие на его организм во время сеанса.

При любом приеме с падением назад или вперед, если он прошел хорошо и вы видите и чувствуете, что мышцы пациента расслаблены, вы сразу можете сделать ему внушение: «Спать!» и осторожно посадить на стоящий рядом стул. Дополнительно сделайте внушение на углубление гипнотического состояния.

Следующая серия приемов для проверки степени внушае­мости предполагает воздействие на пальцы пациента.

Прием 10. Пальцы «в замок» за головой

Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить руки в «замок», демонстрируя на своих руках, как это надо де­лать. Затем вы предлагаете крепко сжать пальцы, завести их за голову и смотреть вам только в глаза.

86







Рис. 14

Свои руки вы держите перед собой и объясняете пациен­там, что сделаете так, что после счета «пять» руки не разомк­нутся. Они станут деревянными и неподвижными. Волновать­ся не надо и насильно разрывать руки тоже не надо. Вы сделае­те обратное внушение, и руки пациентов легко разомкнутся.

При этом вы демонстрируете на себе, как руки будут расхо-| диться, а затем предлагаете пациентам:

«...Сделать неглубокий вдох... на выдохе закрыть глаза... и настроиться на мой голос... на мои слова... ... Вы считаете медленно... от одного до пяти... После сче­та «пять»... руки не расходятся... Они стали деревянны­ми и неподвижными... Они застыли в таком положении... ...Один — крепко сжали пальцы за головой... до преде­ла... чтобы почувствовать в них напряжение... Больше пальцами шевелить не следует...

...Два — постепенно ваши пальцы... застывают в таком положении... делаясь деревянными... неподвижными... ...Три — состояние одеревенения... оцепенения... все на­растает... усиливается с каждым моим словом... ...Четыре —вы не чувствуете... своих рук... наступает пол­ное одеревенение... полное оцепенение... они застыли в таком положении... Посторонние мысли уходят... вы за­бываетесь с каждым моим словом... Оцепенение... не­подвижность... все нарастают... усиливаются...

87

...Пять — полное одеревенение... полное оцепенение... Руки застыли в таком положении... Чем сильнее вы бу­дете пытаться развести свои руки... тем сильнее они бу­дут сжиматься... помимо вашей воли... и вашего созна­ния...

...Можете попробовать развести руки... но у вас ничего не получится ... Пробуйте... Пальцы деревянные...»

После того как пациент убедился, что руки не расходятся, вы снимаете свое воздействие внушением: «...Пальцы легкие и свободно двигаются...». Дополнительно можете легко постуки­вать своей рукой по пальцам пациента, подчеркивая, что вы снимаете свое воздействие, и руки легко расходятся.

Прием 11. Пальцы между собой ладонями вперед

Вы предлагаете сидящим перед вами пациентам сложить пальцы в «замок» и повернуть ладонями вперед, при этом де­монстрируете, как правильно делать. Затем предлагаете паци­ентам максимально вытянуть руки вперед, чтобы почувствовать напряжение в пальцах. Далее нужно выбрать любую точку и смотреть на середину своих пальцев.





Рис. 15 88

Даете установку:

«...Я считаю медленно... от одного до пяти... После сче­та «пять»... руки не расходятся... они застыли в таком по­ложении...»

Формулу внушения, слегка изменив, можно взять из пре­дыдущего приема.

Существует еще один вариант выполнения этого приема. IПроделываете все, как было описано выше, и когда начинаете 'считать, не усиливаете счет словесными внушениями. Это бу­дет выглядеть так:

«...Один... пауза... два... пауза... три... пауза... четыре... па­уза... пять... Полное одеревенение... полное оцепене­ние... Руки застыли в таком положении... Можете по­пробовать развести руки... но у вас ничего не получит­ся... пробуйте...»

После того как пациент убедился, что руки не расходятся, врач прикасается своей рукой к ладоням пациента и говорит, это снимает свое воздействие. Пальцы становятся легкими, и эуки свободно расходятся.

Прием 12. Пальцы раскрыты веером и не сгибаются

Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить звно ноги и смотреть только вам в глаза. Руки согнуть в локтях, тальцы развести веером, напрягая при этом мышцы ладони.

Вы даете установку:

«...Я считаю от одного до пяти... После счета «пять» ваши пальцы станут деревянными... и вы не сможете их сжать в кулак...»

89



f Mt. *

Рис 16

Вы демонстрируете пациенту на своих руках, как это будет выглядеть.

«...Я начинаю оказывать свое воздействие... ...Один — максимально напрягли мышцы и пальцы... Два — я прикасаюсь своей рукой к вашим пальцам... (вы слегка постукиваете своей рукой по кончикам пальцев пациента)... и состояние напряжения, оцепенения в пальцах... все нарастает... усиливается. . Три — с каждым моим словом... напряжение в пальцах достигает предел а... они стали деревянными... неподвиж­ными...

Четыре — прикосновение моей руки... (вы слегка посту­киваете по кончикам пальцев пациента)... вызывает пол­ное одеревенение... полное оцепенение пальцев... Невоз­можно пошевелить ни одним пальцем... Пять — пальцы застыли в таком положении... стали пол­ностью деревянными... неподвижными... невозможно пошевелить ни одним пальцем...

...Можете попытаться сжать пальцы в кулак... но у вас ничего не получится... Пальцы застыли в таком положе­нии...»

90

После того как пациент убедился, что пальцы неподвижны и он не может сжать их в кулак, вы даете следующее внушение:

«...Я снимаю свое воздействие и напряжение с пальцев на правой руке (вы прикасаетесь своей рукой к пальцам пациента)... Вы можете легко и свободно пошевелить пальцами на правой руке... сжать их в кулак... А пальцы налевой руке по-прежнему деревянные, неподвижные...»

Пациент свободно двигает пальцами на правой руке, а на левой руке они остались по-прежнему застывшими и не двига­ются. Затем вы снимаете одеревенение с пальцев левой руки, при этом обязательно подчеркиваете:

«.. .Точно так же, как я повлиял силой внушения на подвиж­ность ваших пальцев, я смогу повлиять на вашу проблему...»

Этот прием часто использовал в своей работе К. М. Дубров­ский.

Прием 13. Два кольца, и руки не расходятся

Вы предлагаете сидящему перед вами пациенту поставить ноги ровно и смотреть вам только в глаза. Нужно соединить ука­зательный и большой пальцы на правой руке так, чтобы образо­валось кольцо. Такое же кольцо надо сделать и на левой руке.



Рис. 17

91

I

Затем необходимо соединить два кольца друг с другом, как звенья в цепи, после чего вы демонстрируете это на своих паль­цах и заявляете:

«...Сейчас вы сделаете так, что после счета «пять»... ваши пальцы станут деревянными... неподвижными... образуя крепкое кольцо...»

Вы делаете соответствующее внушение, после чего предла­гаете пациенту попытаться развести руки в стороны. После того, как пациент убедился, что кольцо крепкое и руки не расходят­ся в разные стороны, вы прикосновением своей руки снимаете оцепенение с пальцев, делая внушение:

«...Напряжение снимается с пальцев... и они свободно расходятся...»

Прием 14. Вкус лимона

Врач рассказывает собравшимся пациентам историю про од­ного музыканта, которого за недобросовестное отношение к ра­боте уволили из оркестра. Незадачливый музыкант рассказал об этом своему знакомому гипнотизеру, и тот шутя дал ему совет.

Во время выступления духового оркестра, в котором он раньше работал, музыкант сел в первом ряду, достал ярко-жел­тый лимон и начал его есть. При виде лимона у музыкантов началось самопроизвольное выделение слюны, которая забила мундштуки и патрубки духовых инструментов, и оркестр за­молк. После небольшой паузы врач продолжает:

«...Сейчас у всех вас, сидящих в этом зале, во рту тоже появится слюна, если вы добросовестно представите... что сидите дома за обеденным столом... и берете в руки сочный, ярко-желтый лимон... Представили... ...В другую руку вы берете острый нож, чтобы разрезать этот ярко-желтый, кислый лимон... Вы отрезаете лом­тик лимона и кладете себе в рот этот ломтик кислого

92

лимона... Если вы хорошо себе представили все это, то у вас во рту невольно появится слюна, которую вы затем невольно проглотите...»

У некоторых пациентов происходит самопроизвольное сгла-тывание слюны.

Этот тест хорошо проводить в самом начале, при встрече с пациентами, при этом запомните, у кого тест получился хоро­шо. Это косвенно указывает на хорошую внушаемость, и тогда более сложные тесты с падением назад вы можете начинать с этих пациентов.

Прием 15. Веки не открываются

Это довольно простой, но интересный прием. Вы предлага­ете пациенту поставить носки и пятки вместе и смотреть вам в глаза. После небольшой экспозиции вы предлагаете пациенту сделать неглубокий вдох, на выдохе закрыть глаза и расслабить мышцы лица.

«...Сейчас я прикоснусь своим пальцем... к вашей пере­носице... Веки сразу стали тяжелыми... слипаются... на­ливаются свинцом... Вы можете попытаться открыть веки... но у вас ничего не получится... Веки тяжелые и не открываются...»



\Рис. 18

93

Вы можете наблюдать, как у пациента напрягаются мышцы лба, как двигаются брови, но веки не открываются. Дав паци­енту возможность убедиться, что веки не открываются, вы де­лаете обратное внушение:

«...Я убираю свой палец... Веки стали легкими... Сдела­ли вдох... и веки легко открылись...»

Прием 16. Отклонение назад

Пациент стоит спиной к вам. Вы предлагаете ему поставить

носки и пятки вместе, руки вытянуть вдоль туловища, расслабить

мышцы спицы. Никакой напряженности во всем теле не должно

„ быть. Полное расслабление и доверие врачу. Вы прикасаетесь своей

правой рукой к шее пациента и делаете ему внушение:

«...Сделали неглубокий вдох... на выдохе закрыли гла­за... и расслабились... Голову слегка отклонили назад... положили на руку врача... как на подушку...»





«...Я сделаю так... что ваше тело будет медленно откло­няться назад... вслед за моей рукой... Вас притягивает к моей руке...»

94

Вы начинаете медленно отводить свою руку назад.

«...Спина прогибается дугой... Полное расслабление и доверие...»

В это время вы быстро оценивает состояние пациента: пол­ностью ли тело пациента лежит на вашей руке или он пытается частично себя подстраховывать, напрягая мышцы шеи и спи­ны. Дополнительно делаете внушение:

«...Расслабили мышцы на руках... Полное расслабле­ние...»

Если по внешним признакам и расслаблению мышц спины вы определяете, что упражнение выполнено пациентом пра­вильно, тогда в этом положении можете провести следующие мини-приемы.

1. Своей левой рукой вы поднимаете на 90 градусов левую руку пациента, а затем отпускаете ее и наблюдаете за скорос­тью падения руки и ее расслаблением. Она должна упасть вниз, как у спящего человека. И на этом основании вы делаете вы­вод, наступила релаксация у пациента или нет.





Рис. 20

95

2. Затем, не меняя исходного положения пациента, можно сделать ему следующее внушение:

«...Я прикасаюсь своей рукой к вашей переносице, веки стали тяжелыми... Вы можете пытаться открыть веки... Но у вас ничего не получится.... Веки стали тяжелыми...»

Вы наблюдаете, как пациент двигает бровями, пытаясь от­крыть веки, но они не открываются. Затем плавно убираете па­лец с переносицы пациента и делаете следующий шаг.

3. Каталепсия руки. Вы предлагаете пациенту с закрытыми глазами сесть на стоящий рядом стул и расслабиться. С помо­щью внушения вы можете усилить уже имеющееся гипноти­ческое состояние:

«...Расслабляются мышцы шеи... спины... замедляется дыхание... Посторонние мысли уходят... Приятный лег­кий туман появляется в голове... наступает состояние общего расслабления... заторможенности .. приятной дремоты... Все тише и темнее становится вокруг вас... ...Полное расслабление и доверие к врачу... Вы все вре­мя слышите мой голос...

...Я прикасаюсь к вашей руке... поднимаю ее. . Она зас­тывает в таком положении... делается деревянной... не­подвижной... Рука застыла... в воздухе...»





Рис 21

96

Вы осторожно прикасаетесь к руке пациента, поднимаете ее и придаете ей любое положение. Сделав внушение на одере­венение и застывание, плавно отводите в сторону свою руку. При этом можете подчеркнуть, что вы мысленно удерживаете его руку в таком положении. Рука пациента находится в состо­янии внушенной каталепсии.

4. Анестезия кожи. Через некоторое время вы делаете сле­дующее внушение:

«. .Я прикасаюсь своей рукой... и в этом месте .. ваша рука делается деревянной... Теряется болевая чувстви­тельность... Я прикасаюсь... кожа замораживается.. На­ступает полное онемение и одеревенение ..»





■Рис 22

Вы протираете кожу спиртом и прокалываете ее иглой от шприца. Можно предложить пациенту открыть глаза, посмот­реть на иглу и спросить о его ощущениях в руке. А затем пред­ложите ему закрыть глаза и погрузиться в это состояние еще глубже. Вы берете ватку со спиртом, вынимаете иглу и к месту укола прикладываете ватку, делая при этом следующее внуше­ние:

«...Я сделаю легкий хлопок... мышцы на руке расслабля­ются... и она свободно падает вниз... на колени...»

7 — 2699

97

Делаете легкий хлопок руками, и рука пациента расслаблен­но падает вниз на колени.

5. Следующий очень важный шаг. Вы ставите еще один стул сзади, на некотором расстоянии от стула, на котором сидит па­циент, и говорите:

«...Позади вас стоит еще один стул, на который вы мо­жете лечь...»

И укладываете пациента на второй стул.



Рис. 23 98

После чего вы ставите третий стул, на который поднимаете и укладываете ноги пациента, предлагаете ему крепко обхва­тить свое тело руками и делаете внушение:

«...Я считаю от одного до пяти... После счета «пять» ваше тело станет деревянным... и застынет в таком положе­нии...

Один — напрягаются мышцы на ногах... и вы прикасае­тесь своей рукой к мышцам голени... Два — напрягаются мышцы бедра... и тоже прикасаетесь своей рукой...

Три — напрягаются мышцы поясницы... спины... Мыш­цы сжимаются все крепче... сильнее... Четыре — напрягаются мышцы грудной клетки... и ваше тело становится деревянным... неподвижным... Оно за­стывает в таком положении...

Пять — напряжение в мышцах достигает предела... пол­ное одеревенение... полное оцепенение...»

Затем вы осторожно вынимаете средний стул, и пациент остается лежать на двух крайних стульях. Вы подчеркиваете внушением, что это упражнение активизирует его лечебные силы на выздоровление. После чего сразу же возвращаете сред­ний стул на место и делаете внушение:

«...Мышцы расслабляются... напряжение снимается... и тело делается расслабленным... Сделали глубокий вдох... открыли глаза...»

И помогаете пациенту аккуратно подняться и сесть на стул.

Мы предлагаем еще один вариант выполнения «каталепти­ческого моста» из положения стоя. В своей лечебной практике и на выступлениях я часто использую этот прием для укрепле­ния веры пациента в огромные возможности гипноза и в ваши возможности как специалиста.

Делается следующее внушение:

99

«...Носки и пятки поставили вместе... обхватили свое тело руками ... крепко обхватили... Сделали вдох... на выдохе закрыли глаза... и вошли в состояние транса... Я считаю... медленно от одного до пяти, после счета «пять» ваше тело станет деревянным, неподвижным. Оно застывает в таком положении...

Один — напрягаются мышцы на ногах (в это время вы слегка сжимаете руками мышцы голени)... Два — напрягаются мышцы бедра (и прикасаетесь своей рукой к бедрам пациента сбоку)... Три — напрягаются мышцы поясницы (прикасаетесь ру­кой к талии пациента)...

Четыре — напрягаются мышцы грудной клетки и спины (прикасаетесь рукой к спине и грудной клетке)... Пять — напрягаются мышцы шеи... Все мышцы напрягаются до предела... Полное одереве­нение...»



Рис. 24

Тело пациента застыло в таком положении. Вы берете зас­тывшее тело пациента, поднимаете и кладете на спинки стула.

При этом подчеркиваете, что вы видите силу воздействия внушения на человека. Точно так же вы используете силу гип­нотического внушения для решения его проблемы.

100

Затем одним движением снимаете пациента со стульев и |ставите на пол. Проводите внушение на расслабление и про-Зуждаете.

Мы подробно описали только те приемы, которые чаще все-|го используем в лечебной практике, хотя в литературе можно тайти много других приемов для определения степени внушае-^мости и гипнабельности.

Глава 8

^ МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ЗРИТЕЛЬНЫЙ, СЛУХОВОЙ И КОЖНЫЙ

АНАЛИЗАТОРЫ

Существует много различных приемов для воздействия на зрительный анализатор. Но на практике каждый специалист использует тот прием, который у него лучше всего получается и максимально подходит для данного больного.

После того как вы провели подготовительные тесты, а за­тем с помощью приемов определили степень его внушаемости, можно переходить к гипнотизированию.

Первый прием. Вы предлагаете больному принять удобное положение в кресле, ноги поставить ровно, а руки положить на колени ладонями вниз.



Рис. 25 102

Сам врач садится сбоку, чтобы было хорошо видно лицо и глаза пациента. Берете в руки блестящий шарик на палочке и устанавливаете его на уровне глаз пациента на расстоянии 20-30 см. И начинаете согласовывать свое дыхание с ритмом па­циента. Когда дыхание будет согласовано, можно начинать де­лать внушение:

«Я считаю медленно... от 1 до 5... при счете 5... ваши веки закроются... наступит лечебный... гипнотический сон... Один — внимательно смотрите... на блестящий шарик... Постепенно ваши глаза... будут утомляться... а веки де­латься тяжелыми...

Два — вас начинает охватывать приятная усталость... рас­слабление... ваши глаза... утомляются все больше... на­чинают мигать... слезиться...

Три — в голове возникает приятный, легкий туман... он все нарастает... усиливается... Вам все труднее... удер­живать глаза открытыми... Веки тяжелеют все больше... веки стали тяжелыми... словно наливаются свинцом... начинают моргать... и медленно опускаться... закры­ваться...

Четыре — вас охватывает сонливость... дремота... все тише... все спокойнее... становится вокруг вас... с каж­дым моим словом... веки тяжелеют все больше... и боль­ше... веки опускаются... и закрываются... Пять — вы как бы забываетесь... просто хочется рассла­биться и отдохнуть... Вы засыпаете... засыпаете... веки закрылись... плотно закрылись... Спать... глубже спать...»

Если подготовительная работа была проделана вами пра­вильно, то этого внушения вполне достаточно, чтобы погру­зить человека в гипнотический сон. Можно в течение 3-5 мин дополнительно сделать внушение на углубление сна.

Второй прием. Если в данный момент у вас нет блестящего шарика, вы предлагаете пациенту смотреть на кончики ваших пальцев, и делаете внушение:

103

I


glava-sedmaya-kniga-xi-apokalipsis-novoj-energii-m-ooo-izdatelstvo-sofiya-2008-416-s-predislovie-kerrolla.html
glava-sedmaya-kristofer-najt-alan-batler-misteriya-luni.html
glava-sedmaya-materialnaya-civilizaciya-rene-genon-krizis-sovremennogo-mira.html
glava-sedmaya-nastolnie-igri-kniga-viktora-niderhoffera-ego-originalnij-vzglyad-na-iskusstvo-birzhevih-spekulyacij.html
glava-sedmaya-nikolaj-sergeevich.html
glava-sedmaya-obrazi-rable-i-sovremennaya-emu-dejstvitelnost-bahtin-m-tvorchestvo-fransua-rable-i-narodnaya-kultura.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-nauchnoj-deyatelnosti-otdeleniya-teoreticheskoj-fiziki-im-i-e-tamma-v-200.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materiali-dlya-podgotovki-uchashihsya-izd-vo-intellekt-centr.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/porozhdayushaya-formula-izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del.html
  • college.bystrickaya.ru/12-rasprostranenie-hristianskoj-veri-polozhenie-cerkvi-vo-vtoroj-polovine-carstvovaniya-ioanna-groznogo-podgotovka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-dinamit-ronni-kasrils-vooruzhen-i-opasen-ot-podpolnoj-borbi-k-svobode.html
  • composition.bystrickaya.ru/podgotovka-oficerskih-kadrov-dnepropetrovskoe-visshee-zenitnoe.html
  • writing.bystrickaya.ru/demografiya-rt.html
  • klass.bystrickaya.ru/anri-perryusho-eduard-mane-stranica-9.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-ti-dumaesh-metodicheskoe-posobie-moskva-2009-razrabotano-metodicheskim-otdelom-cbs-gagarinskaya-pri-sodejstvii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-reklama-kshshism-dramoterapiya-teatr-kak-instrument-resheniya-kommiktov-i-sposb-samovirazheniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sport-v-postsocialisticheskom-obshestve.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mozhajsk.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovremennie-migracionnie-processi-naseleniya-v-rossii-problemi-i-perspektivi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadacha-1-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-srednih-specialnih-uchebnih-zavedenij.html
  • desk.bystrickaya.ru/otreshenie-a-dzh-tojnbi-postizhenie-istorii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-raschetu-teplopotrebleniya-ekspluatiruemih-zhilih-zdanij-abok-spravochnoe-posobie-1-2004-stranica-18.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-rostov-na-donu-udk-50075-8-bbk-20ya73-ktk-100-s-13-stranica-24.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/oborudovanie-i-servis-uslugi-v-neftegazovoj-otrasli-rk.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raschet-stoimosti-vipolnennih-rabot-v-tekushih-cenah-normirovanie-truda-i-smeti.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-bambukovie-divizii-i-armii-privideniya-a-v-isaev-antisuvoro-v-vvedenie-avrat-to-zachem.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-080100-62.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/organizacionno-pravovaya-forma-hozyajstvuyushih-subektov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-a-v-nej-48-statej-sochinenie-grigoriya-kotoshihina.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-avtorskom-prave-i-smezhnih-pravah-1993-stranica-13.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-1986-1988-gg-hanter-s-tompson-znamenitij-avtor-straha-i-otvrasheniya-v-las-vegase-vel-ezhenedelnuyu-kolonku-v-san-francisco-examiner-stati-sobrannie-p-stranica-6.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-administracii-chernorechenskogo-selskogo-poseleniya-statya-koap-rf.html
  • esse.bystrickaya.ru/proizvodstvo-po-delam-ob-administrativnih-pravonarusheniyah-v-oblasti-tamozhennogo-dela-i-ih-rassmotrenie-chast-2.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-na-sajte-stranica-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-uchebno-vospitatelnaya-rabota-otchet-itogi-uchebno-metodicheskoj-raboti-v-20042005-uchebnom-godu-i-zadachi-na-novij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aktivnie-formi-i-metodi-obucheniya-biologii-referat.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-obshaya-psihologiya-istoriya-psihologii-specialnost.html
  • report.bystrickaya.ru/integrirovannaya-programma-po-informatike-i-ikt-v-ramkah-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-7-9-klassi-i-vneurochnoj-deyatelnosti-sostavil-uchitel-informatiki-matematiki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/industrialnie-masla-i-smazochnie-materiali-v-metallurgii-i-mashinostroenii.html
  • urok.bystrickaya.ru/primechanie-raschet-dannih-v-stolbikah-otmechennih-zvezdochkoj-studenti-proizvodyat-samostoyatelno.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vivodi-i-rekomendacii-k-razdelu-4-otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.